ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Развитие способностей и качеств как социальная, образовательная и научная проблема

 

Демидюк Оксана Борисовна,

доцент кафедры иностранных языков Харьковского национального университета строительства и архитектуры.

 

В статье дан обзор психолого-педагогической литературы по проблеме развития способностей и качеств личности, представлен анализ основных направлений отечественных и зарубежных исследований.

Ключевые слова: способности, качества, развитие, эко-гуманистическая технология саморазвития.

 

Тенденция роста потребности в эффективном и непрерывном личностном развитии в современных условиях актуализирует необходимость углубленного изучения закономерностей целенаправленного развития способностей и качеств личности студента.

В философии с античных времен способности трактовались как свойства души, особые силы, передаваемые по наследству и изначально присущие. Такое понимание было подвергнуто критике английским философом Дж. Локком и французскими материалистами, которые выдвинули тезис о полной зависимости способностей от внешних условий жизни индивида. В рамках диалектического подхода проблему способностей рассматривали в контексте соотношения внутреннего и внешнего.

В психологической науке в изучении способностей выделяют три основные проблемы:

1)                 генезис и природу;

2)                 типы и диагностику;

3)                 закономерности развития и формирования.

«Отцом-основателем» психологии способностей считают основоположника эмпирического подхода к проблеме Ф. Гальтона. Совместные работы Ф. Гальтона и Ч. Пирсона легли в основу современной психодиагностики и психометрики. Была разработана основа корреляционного анализа для выявления относительного влияния наследственности и среды на развитие человека, а также для измерения способностей и психических свойств индивидуальности.

Психодиагностика неразрывно связана с психологией личности посредством дифференциальной психологии. Первыми значимыми представителями этого направления были А. Бине, А. Ф. Лазурский и Дж. Кеттелл. Исследование конкретных индивидов в конкретной исторической эпохе знаменует переход от исследования индивидуальных различий к исследованию индивидуальностей. Однако дифференциальная психология исследовала лишь вариабельность изолированных свойств личности, а не целостного индивида.

Практически каждое направление в персонологии рассматривает проблему различий между индивидуумами. В основу диспозиционального направления в изучении личности легли две идеи:

1)                 люди обладают устойчивыми внутренними качествами, сохраняющимися со временем и в различных ситуациях;

2)                 нет двух людей в точности похожих друг на друга.

Г. Олпорт, один из наиболее влиятельных представителей диспозиционального направления, выдвинул теорию черт личности. Он считал черту самой значительной единицей анализа для понимания и изучения личности. Теория Олпорта представляет собой соединение гуманистических и индивидуальных подходов к изучению человеческого поведения.

Другие выдающиеся представители этого научного метода Р. Кеттелл и Г. Айзенк, в отличие от идеографического изучения черт по Олпорту, предложили существенно иное направление в психологии черт личности, основанное на факторном анализе [5].

Взаимодействие между чертами личности и ситуационными факторами стало доминирующим в персонологии. У. Мишель, занимающий интеракционистскую позицию (учет влияния взаимодействия свойств личности и ситуаций на поведение человека), утверждал, что не существует такого понятия как свойство личности вне контекста. По его мнению, личность – это не то, что индивид имеет, а то, что индивид делает в определенной ситуации [1].

С 60-х годов прошлого века традиционное понимание свойств личности подвергается критике с позиции их устойчивости к ситуационным и средовым компонентам. Контраргументом служило утверждение о том, что постоянство можно доказать, для чего необходимо адекватно измерять наблюдаемое поведение.

В западной моральной психологии во многом под влиянием интеллектуалистической теории Канта, черты характера были оттеснены на задний план научной мысли. Считалось, что моральные принципы не могут быть обнаружены в знании человеческой природы, а существуют априори в разуме. Впоследствии произошло возвращение от кантианской темы (когнитивного развития) к классическому интересу к добродетелям (развитию характера), который ассоциируется с аристотелевским подходом. В отличие от кантианского подхода, направленного на разум, философия Аристотеля ориентирована на качества. По его мнению, человек от природы получает только задатки способностей, которые могут быть развиты воспитанием.

Кантианское понятие моральной рациональности легло в основу психологической теории Колберга, который пришел к пренебрежению любого проявления добродетелей и черт характера и понимал добродетель как «мешок» произвольно выбранных черт характера [2]. В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к возрождению дифференциальной психологии, что свидетельствует о перемещении проблемы способностей и качеств с периферии в центр академической мысли [1].

В рамках отечественной традиции развивалась теория способностей. Б. М. Теплов показал, что способности проявляются в динамике приобретения и формирования знаний, умений и навыков в условиях конкретной деятельности. Работа К. К. Платонова, посвященная способностям, способствовала возрождению интереса к психологическим и прикладным проблемам способностей [3].

Актуальными являются вопросы целенаправленного развития способностей обучаемых в процессе освоения знаний. Фундаментальные основания для такого развития имплицитно содержатся в рамках развивающего обучения, основополагающие принципы которого заложены Л. С. Выготским в начале 30-х годов. Многие работы выдающихся отечественных (В. В. Давыдов, А. К. Дусавицкий, Л. В. Занков, Г. С. Костюк, А. Н. Леонтьев, С. Д. Максименко, Г. С. Середа., В. В. Репкин, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.) и зарубежных (Дж. Брунер, У. Джеймс, Мишель де Монтель, Ж. Пиаже и др.) психологов посвящены исследованию психологических закономерностей развития, однако проблема целенаправленного развития способностей еще требует детальной разработки.

С. Л. Рубинштейн отмечал, что развитие личности, в отличие от накопления опыта, овладения знаниями, умениями и навыками – это развитие ее способностей. Каждый момент жизненного пути проявляется в определенном уровне развития качеств и способностей человека. Способности формируются не только в результате усвоения продуктов деятельности человечества, а прежде всего в процессе создания их самим человеком.

А. Н. Леонтьевым еще в 80-е годы была поставлена задача перехода к прямому формированию способностей и созданию «педагогики способностей». Однако, она так и не была решена из-за отсутствия четких знаний о психологической природе способностей и закономерностях их формирования.

В украинской психологии О. П. Санниковой разработан континуально-иерархический подход к исследованию свойств личности, в котором успешно объединены преимущества западной и отечественной традиций.

В результате теоретического анализа работ отечественных и зарубежных психологов были систематизированы современные научные подходы к исследованию способностей и качеств личности и сделана попытка определения их психологической сущности, факторов и детерминант их целенаправленного развития. Был сделан вывод относительно проявления психологической природы способностей и качеств в их неразрывной взаимосвязи в процессе развития. Возникла необходимость в формулировке рабочего определения способностей и качеств в их взаимосвязи. В частности способность понимается, как интегрированная форма выражения определенного набора качеств личности и выступает внутренним условием и результатом развития личности, происходящего в процессе ее взаимодействия с окружающим миром.

В результате теоретического анализа установлено, что ключевым фактором эффективности развития выступает широта смысловой ориентировки личности (Г. К. Середа, Т. В. Сергеева), что позволяет определить условия целенаправленного комплексного развития способностей и качеств личности. Наиболее полно и эффективно такое развитие может быть осуществлено в рамках системного подхода, объединяющего достоинства деятельностного, гуманистического и когнитивного направлений. Эко-гуманистическая технология саморазвития (Т. В. Сергеева) обеспечивает условия целенаправленного развития способностей и качеств личности непосредственно в процессе ее взаимодействия с обучающей средой [4].

 

Литература

 

1.                  Демидюк О. Б. Представление концепций способностей и качеств в различных контекстах // Вісник Харківського національного університету. Серія психологія. № 662. — X., 2005, - С. 37-39.

2.                  Демидюк О. Б. Целенаправленное развитие метаспособностей и метакачеств в условиях естественного университетского обучения // Науковий вісник ПДПУ ім. К. Д. Ушинського. - Одеса, 2009, - С. 57-61.

3.                  Дружинин В. Н. Психология общих способностей – СПб.: Питер Ком, 1999. – 368 с.

4.                  Сергеева Т. В. Эко-Гуманистическое саморазвитие: Монография. – Х.: АП «Блок», 2009. – 547 с.

5.                  Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности – СПб.: Питер, 2001. – 608 с.

 

Поступила в редакцию 10.06.2014 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.