ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Некоторые аспекты феномена дистантной семьи и причин ее возникновения

 

Боярин Лилия Владимировна,

соискатель кафедры социальной и практической психологии Восточноукраинского национального университета им. В. Даля.

 

В статье рассматриваются причины трудовой миграции и, как следствие, возникновение дистантной семьи, осуществляется детальный анализ ее функций.

Ключевые слова: дистантная семья, трудовые мигранты, функции семьи.

 

Постановка проблемы

 

В контексте современных образовательных и воспитательных приоритетов все более растет обеспокоенность и внимание к проблеме существования нового социального явления в нашей стране: дистантных семей трудовых мигрантов, социального и психического развития детей в этих семьях. К сожалению, в современных условиях приходится наблюдать результаты этого явления: деформирование семейно-брачных отношений, возникновение неполных и неблагополучных семей из-за длительного отсутствия родителей – трудовых мигрантов, вызывая появление детского бродяжничества, которое «выталкивает» детей на улицу, где они пытаются компенсировать то, что недополучили в собственной семье; изменяя свой ценностный мир и жизненные стратегии.

Характерной особенностью современных миграционных процессов в Украине является активное участие в них как мужского, так и женского населения (только в некоторые страны доминировали миграции женщин, в другие – мужские). К первым относят прежде всего Италию, где подавляющее большинство граждан Украины (по данным социологических опросов, более 90% женщин и почти 40% мужчин) занято в таких областях, как уборка и уход за больными, детьми и престарелыми – традиционно «женскими» сферами труда, также Турция и Япония, где давно есть спрос на услуги женщин в индустрии развлечений. К странам с преобладанием мужской миграции относят Португалию, Испанию, Россию, где есть значительная потребность рабочих рук на строительстве, в сфере услуг, в сельском хозяйстве и т.д. Одновременно такое распределение весьма условно, учитывая, что рынок развитых стран предлагает широкие возможности для приложения сил как для женщин, так и для мужчин.

По официальным и неофициальным источникам количество экономических мигрантов из Украины составляет от 2 до 7 млн. человек. В частности, по данным МИД Украины в Польше работает 300 тыс. граждан Украины, в Италии – 200 тыс. (по оценкам экспертов – 500 тыс.), в Чехии – около 200 тыс., в Португалии – 150 тыс., в Испании – 100 тыс., в Турции – 35 тыс., в США – 20 тыс. Всего по официальным данным МИД Украины нелегально на заработках находится около 2 млн. украинцев, неофициально – 5 млн. [5, 6]. В средствах массовой информации называется еще более тревожная цифра – 7 млн. работников. Причины такой ситуации прежде всего следует искать в социально-экономическом положении Украины, ведь главными факторами, побуждающими украинцев к выезду, являются бедность и безработица.

Вопрос дистантных семей находится в поле зрения государства, правительственных и общественных организаций (международный женский правозащитный центр «Ла Страда-Украина» в сотрудничестве с Украинским институтом социальных исследований им. Александра Яременко), ученых и практиков по социально-педагогической и социально-психологической работе.

 

Анализ научных исследований и публикаций

 

Проблема дистантных семей нашла свое освещение в трудах К.Б. Левченко, Ф.А. Мустаевой, В.С. Торохтия, И.М. Трубавиной, Д.И. Пенишкевич, Н.И. Кубьяк.

Ф.А. Мустаева характеризует дистантную семью такой, где жизнедеятельность каждого из супругов в силу специфики их профессии проходит в большей степени отдельно. К числу таковых относят семьи бортпроводников, моряков, артистов, космонавтов, геологов, военных, спортсменов и считают, что в среднем таких семей – 4-6% от общего количества [1, 5].

И.М. Трубавина дистантной называет семью, члены которой находятся по разным причинам на расстоянии друг от друга: профессия, заключение, лечение, неспособность содержать семью и передача детей временно в интернат. Автор склонна считать такой тип семьи неблагополучной [5, 7, 8].

В.С. Торохтий классифицирует дистантную семью по особенностям условий ее жизнедеятельности: это семья, где наблюдается недостаток заботы, с непостоянным отцовством и т.д. К таким семьям относит семьи моряков, бортпроводников, геологов, военных, крупных спортсменов, артистов.

Д.И. Пенишкевич относит к дистантным семьи работающих за рубежом. Анализируя их жизнедеятельность, она представляет следующую классификацию, условно разделяя их на несколько категорий:

1)                 семьи, где существует взаимопонимание (каждый родитель выполняет отведенную ему роль, а один из них зарабатывает деньги на обучение детей, строительство жилья, открытие собственного бизнеса и т.д.; такие семьи нельзя назвать неблагополучными, социальная защита сводится к предоставлению им социально-педагогической помощи информативного характера);

2)                 неблагополучные дистантные семьи (с детьми дома остается один из родителей, чаще отец; невозможность совмещения в таких условиях выполнения роли матери и отца; возникновение у членов семьи сначала стресса, а со временем и депрессии: часто потеря работы из-за необходимости ухода за ребенком; решение проблемы потребности в материальных средствах за счет заработка трудового мигранта, злоупотребление алкоголем и беспризорность ребенка);

3)                 оба родителя длительное время находятся на заработках за рубежом (ребенок, как правило, остается на попечении бабушки, дедушки, дальних родственников, соседей, друзей и т.д.; следствие этого – дезадаптация и социальная незащищенность ребенка [4].

Т.Г. Веретенко и Н.В. Заверико, характеризуя разновидности дистантных семей, считают важными типологическими признаками классификации: І – причину образования дистантной семьи, где сохранены прочные семейные отношения. По этому признаку авторы выделяют такие дистантные семьи [6,7,8]:

1)                 образовавшиеся вследствие длительного тюремного заключения одного из родителей;

2)                 образовавшиеся вследствие выезда на заработки одного из родителей в дальнее зарубежье (как правило, пребывание этого родителя за границей на заработках продолжается десять лет, а то и больше);

3)                 образовавшиеся вследствие выезда одного из родителей в ближнее зарубежье (постоянное пребывание на сезонных работах);

4)                 семьи, где родители работают вахтовым методом (нефтяники, газовики и др.)

5)                 семьи, в которых родители периодически определенное время отсутствуют (военные, моряки, артисты, спортсмены и др.)

6)                 образовавшиеся в результате фактического распада семьи – супруг/супруга проживают отдельно от семьи длительное время, что бывает ориентировочно в следующих ситуациях: а) «нашла коса на камень» (никто не хочет поступиться своими амбициями в семейных ссорах, поэтому один из них проживает у своих родителей, отдельно от семьи с ребенком); б) один из родителей подает на развод, другой препятствует бракоразводному процессу;

7)                 семьи, в которых дети рождены вне брака и родители никогда вместе не проживали;

8)                 семьи, состоящие из граждан разных государств, в которых ребенок проживает периодически с одним из родителей.

ІІ – качество семейных отношений:

1) благополучные и неблагополучные;

2) конфликтные, бесконфликтные.

ІІІ – ппроживание по степени родства:

1) семьи, в которых ребенок проживает с одним из родителей;

2) семьи, в которых ребенок проживает с родственниками;

3) приемная семья;

4) попечительская семья.

 

Изложение основного материала

 

Семью, которая характеризуется особыми условиями жизни, связанными с пребыванием одного (или обоих) родителей за пределами страны, мы рассматриваем как дистантную.

Причины образования дистантных семей следует искать во всей палитре отношений человека с внешней средой, как социального существа, в том, что является содержанием социального бытия человека во всей его сложности и противоречиях.

Поэтому, одной из причин образования дистантных семей является социально-экономическая: необходимость материального благополучия и финансового обеспечения функционирования семьи во всех ее сферах.

Следующей причиной образования дистантных семей является социально-психологическая, которая детерминируется межличностными отношениями в семье, в том числе конфликтами внутри семьи, между родственниками и знакомыми. Межличностные конфликты, возникающие на почве неудовлетворительного социального быта человека и отношений, складывающихся вследствие этого, опасны тем, что возникают или неожиданно, как результат «накопления» недовольства на протяжении длительного периода времени, и поэтому их трудно распознать и тем более предупредить, или начинаются практически с первых дней совместной жизни и с каждым следующим днем становятся все более невыносимыми и в конечном итоге приводят к трудовой миграции.

Еще одна причина обозначенной проблемы проявляется в том, что самая высокая интенсивность трудовых миграционных поездок свойственна разведенным, которые часто сталкиваются с проблемой содержания ребенка без помощи другого родителя – особенно это касается мигрантов-женщин. В подавляющем большинстве несовершеннолетние дети из таких семей остаются на бабушек, дедушек, родственников, а иногда и просто друзей или старших детей.

И наконец, межличностные конфликты, где супруги не находят другого способа разрешения конфликта, кроме как поездка за границу.

В случае дистантной семьи мы имеем сохраненную структуру самой семьи (присутствуют оба родителя), однако в силу определенных причин (самая распространенная из них – трудовая миграция, а также трудоустройство не по месту жительства, болезнь, заключения и др.) родители разобщены пространственно, следовательно, исключается возможность одного из партнеров (реже обоих) надлежащим образом практически выполнять все свои семейные функции. Соответственно, нарушается функционирование семейной системы. Но это не значит, что все дистантные семьи являются неблагополучными. Понимание супружескими партнерами ситуации, учета ими новых задач, стоящих перед ними в условиях пространственной разлуки и построение адекватной системы действий является залогом сохранения психологического равновесия и благополучия в семье. И наоборот, нерешенность конфликтных, кризисных ситуаций на время преобразования семьи в дистантную углубляет неблагополучия в семье и может привести к ее распаду.

В круг основных психологических проблем дистантных семей входит и то, что с отъездом одного из супругов большинство потребностей, которые личность может удовлетворять в семье, перестают удовлетворятся или удовлетворяются не в полной мере. И поэтому, сущность феномена дистантной семьи наиболее полно можно раскрыть через освещение ее функций [2, 3]:

1) функция рождения и воспитания детей не имеет надлежащего обеспечения, ведь наиболее оптимальное выполнение семьей данной функции обеспечивается объединенными усилиями всех членов семьи. Нарушение процесса выполнения семьей этой функции, в первую очередь, отражается на психоэмоциональном благополучии детей, а, следовательно, и на благополучии всей семейной системы. Дети часто, образно говоря, остаются «пущенными на самотек», являются социальными сиротами при живых родителях;

2) сохранение, развитие и передача следующим поколениям традиционных семейных и нравственных ценностей, аккумулирование и реализация социально-воспитательного потенциала предков – выполнение этой функции в дистантной семье также нарушается. Однако и в современных полных семьях она выполняется на низком уровне, сегодня, к сожалению, усиливаются процессы маргинализации семей;

3) удовлетворение потребностей в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, чувстве безопасности, чувстве ценнотности и значимости своего «Я», эмоциональном тепле и любви; создание условий для развития личности всех членов семьи становится возможным только при условии, что семья до превращения в дистантную характеризовалась благоприятным психологическим климатом, сплоченностью, гибкостью и гармоничностью взаимоотношений. В противном случае имеем рост эмоциональной отчужденности, конфликтности членов семьи, неудовлетворенности семейной жизнью. С такого рода эмоциональной отчужденностью связана печальная статистика роста разводов между членами дистантных семей. Ведь забрать с собой за границу жену/мужа и ребенка/детей смогли не более шести процентов трудовых мигрантов;

4) удовлетворение сексуально-эротических потребностей в подавляющем большинстве дистантных семей исключается (по сравнению с небольшим количеством семей, в которых супружеский партнер-трудовой мигрант находится за границей легально, а значит, имеет возможность несколько раз в год приезжать домой). Поэтому супругам, планирующим поездку на заработки одного из них, стоит обсудить данный вопрос, впрочем, как и все другие;

5) удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, организации совместного ведения домашнего хозяйства, разделении труда в семье также исключается.

Следовательно, родитель, озабоченный проблемами устройства семейной жизни после отъезда партнера, не находит достаточно времени для своего ребенка/детей. Также иногда пытается компенсировать детям недостаток внимания и тепла материальными ценностями, а в результате получают постепенное эмоциональное отдаление ребенка, формирование у него эгоцентричной, меркантильной жизненной позиции.

6) удовлетворение потребностей в общении с близкими людьми, в установлении надежных коммуникативных связей с ними, а также удовлетворение индивидуальной потребности в отцовстве или материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях значительно затрудняется, является сильным стрессогенным фактором, что приводит к росту нервно-психического напряжения личности;

7) организация деятельности по финансовому обеспечению семьи – это едва ли не единственная функция, которая в дистантной семье может выполняться на высоком уровне, но при условии сохранения между супружескими партнерами конструктивных отношений хотя бы на минимальном уровне. Если супруг/супруга за рубежом находит себе новую семью, а дистантная семья распадается и превращается в неполную, разведенную, финансовое обеспечение последней полностью ложится на того, кто остался воспитывать ребенка/детей дома. Если на заработках находится жена, а муж воспитывает детей дома, в большинстве случаев это приводит к нарушению взаимодействия между супругами: традиционно считается, что муж является главным хранителем материального достатка семьи, собственно, на этой основе он считает себя главой семьи. В случае дистантных семей, где жена зарабатывает основные средства и обеспечивает семью, муж начинает чувствовать свою несостоятельность как главы семьи и переживает из-за этого внутриличностные конфликты, а затем может злоупотреблять алкоголем или даже употреблением наркотиков. Следовательно, функция финансового обеспечения семьи также может быть причиной нарушений жизнедеятельности дистантной семьи;

8) рекреативная функция – охрана здоровья членов семьи, организация их отдыха, снятие с них стрессовых состояний и т.д.; в зависимости от психоэмоциональной атмосферы в семье, данная функция может в определенной степени осуществляться.

Социально-психолого-педагогическая ситуация личностного развития подростков в дистантной семье делает невозможным удовлетворение их основных материальных, моральных и воспитательных потребностей. Все это приводит к нарушению функционирования эмоциональной сферы, к искажению личностного развития подростка из дистантной семьи и усилению возрастного кризиса (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина и др.).

Иерархией мотивов, обусловливающих поездки за границу, являются заработок для улучшения жилищных условий (покупки квартиры или построение дома), приобретение машины или других дорогостоящих товаров длительного пользования, заработок для удовлетворения текущих жизненных потребностей: питание, приобретение необходимых товаров повседневного потребления (одежды и т.д.), накопление средств для оплаты обучения в высших учебных заведениях, накопления стартового капитала для создания собственного бизнеса или развития своего дела; мотивы нематериального характера (увидеть мир, получить определенные трудовые навыки, улучшить знания языка и т.п.).

Дополнительным движущим фактором могут также стать личные обстоятельства: разрыв семейных отношений, или наоборот, возможность объединить семью за границей.

 

Выводы

 

В контексте нашего исследования под дистантной мы рассматривали семью, в которой отсутствует один из родителей, вследствие ухудшения экономической ситуации выехавший на некоторое время за пределы своей родины для того, чтобы устроиться на работу и материально обеспечивать семью или делать сбережения для своего существования после возвращения из-за границы. Характерными психологическими признаками дистантной семьи являются: 1) отсутствие или значительное нарушение функционирования важных элементов в системе семейных отношений: цели (несоответствие целей ставящихся взрослыми членами семьи, с задачами семейной системы), порядка функционирования (дезорганизация семейных связей, что проявляется в отсутствии адекватного распределения семейных ролей, несогласованности целей и правил в функционировании семьи как целостной системы), энергетики системы (недостаток активности, направленной на удовлетворение потребностей других членов семьи, отсутствие направленности на развитие семьи в целом); 2) низкое качество функционирования семьи, вплоть до полного невыполнения семейных обязанностей членами семьи и, соответственно, неудовлетворение их основных потребностей, поскольку состояние, процесс и результат удовлетворения или неудовлетворения потребностей отражают эмоции человека.

 

Литература

 

1.                  Гордієнко Н.В. Сучасна українська дистантна сім’я як об’єкт соціально-педагогічної роботи. / Науковий вісник Чернівецького університету. Вип. 263. Педагогіка та психологія. – Чернівці: Рута, 2005. – С.57-61

2.                  Макушина О.П. Причины психологической зависимости от родителей в подростковом возрасте // Вопросы психологии. – 2002. - №5. – С.135-143. 1990. - №1. – С.147-153.

3.                  Неповна сімя: особливості роботи соціального педагога / Марина Докторович. – К.: Шк.світ, 2010. – 128 с. – (Бібліотека «Шкільного світу»).

4.                  Пенішкевич Д. Підготовка майбутніх соціальних педагогів до роботи з дистантними сім’ями // Науковий вісник Чернівецького університету. – 2005. – Вип. 225. Педагогіка та психологія. – С. 92–97.

5.                  Проблеми дітей трудових мігрантів: аналіз ситуації / За ред. Левченко К.Б. – К.:Міжнародний жіночий правозахисний центр «Ла Страда - Україна», Український інститут соціальних досліджень, 2006. – 63 с.

6.                  Соціальна робота в Україні: Навч. посіб. / І.Д. Звєрєва, О.В. Безпалько, С.Я. Харченко та ін.; За ред.: І.Д. Звєрєвої, Г.М. Лактіонової. – К.: ДЦССМ, 2004. – 256 с.

7.                  Соціально-педагогічна робота з неблагополучною сім’єю. Трубавіна І. М. Навчальний посібник. – К.: ДЦССМ, 2003. – 132 с.

8.                  Соціально-педагогічна та психологічна робота з дітьми трудових мігрантів: Навч.-метод. посібник / за ред. К.Б. Левченко, І.М. Трубавіної, І.І. Цушка. – К.: ФОП «Купріянова», 2007. – 240 с.

 

Поступила в редакцию 17.06.2014 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.