ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Особенности восприятия своего народа и становления этнической идентичности у представителей этнического меньшинства, проживающих в условиях инокультурной среды

 

Сайфутдиярова Елена Фаварисовна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Башкирского государственного университета (Бирский филиал).

 

В статье раскрывается проблема исследования этнопсихологических особенностей представителей этнических меньшинств. Представлены результаты эмпирического исследования специфики самовосприятия этнопсихологических признаков (этнической идентичности, групповых ценностных ориентаций) своего народа подростками и юношами, являющимися представителями этнического меньшинства.

Ключевые слова: этническая идентичность, этническое меньшинство, самовосприятие этнических признаков, инокультурная среда, татары, мари.

 

Постановка проблемы

 

Любое современное государство, любой Российский регион является полиэтническим. Не является исключением и Республика Башкортостан, в котором достаточно компактно проживает более ста различных этносов. В северном регионе Башкортостана помимо титульной нации – башкир, проживают такие народы как русские, татары, мари, удмурты, чуваши, украинцы и другие народы, которые относятся к группе этнических меньшинств.

Этническая идентичность как результат когнитивно-эмоционального процесса отождествления индивидом себя с какой-либо этнической группой формируется под влиянием не только родительской семьи, но и той социокультурной среды, в которой находится человек. В поликультурной среде восприятие и отождествление человеком себя как представителя определенного этноса формируется под воздействием культуры, традиций, языковой среды, принадлежности к этническому большинству или меньшинству [2]. Подростковый возраст как период становления идентичности в целом, так и этнической идентичности, в частности, является наиболее чувствительным к каким-либо воздействиям социальной среды, что показано в исследованиях И.И Кауненко [3], Л.М. Ондар [4], Н.Г. Айваровой и А.В. Миронова [1]. Е.Л.Ясюченя отмечает, что «подростки из семей национальных меньшинств в условиях дискриминации сталкиваются с гораздо с большими трудностями. Они чувствуют свою отчужденность от общества острее, так как явно ощущают отсутствие поддержки с его стороны» [5, 267].

Несмотря на большое количество исследований по проблеме этнической идентичности (ее структуры, типов, функций) и этнического самовосприятия представителей различных этногрупп в рамках социологии, истории, этнографии и социальной психологии (Ю.В. Арутюнов, А.А. Выскочил, Л.М. Дробижева, В.И. Козлов, Н.М. Лебедева, Т.Г. Стефаненко, А.Н. Татарко, В.А. Тишков, Ю.В. Ставропольский, В.Ю. Хотинец и др.) проблеме исследования представителей этнических меньшинств на примере подросткового и юношеского возраста посвящено небольшое количество работ. Теоретический анализ исследований по рассматриваемой проблеме не позволил нам обнаружить работы, посвященные изучению механизмов организации их этнического самовосприятия и становления этнической идентичности.

Цель нашего исследования состоит в изучении специфики самовосприятия этнопсихологических признаков своего народа подростками и юношами, являющимися представителями этнического меньшинства в поликультурной среде Башкортостана.

Мы предположили, что у представителей этнических меньшинств формируются как общие, так и специфические этнопсихологические признаки, обеспечивающие с одной стороны возможность их приспособления, а с другой – сохранения своей культурной самобытности в условиях инокультурной среды (на примере татарской и марийской этногрупп, проживающих в Башкортостане).

Для осуществления поставленной цели и проверки гипотезы исследования были использованы следующие методики:

1)                 «Исследование этнической идентичности», позволяющая выявить степень выраженности у респондентов таких компонентов этнической идентичности как «чувство принадлежности к своей этногруппе», «значимость национальности», «межэтнические взаимоотношения (этнического большинства и меньшинства)», «использование родного языка».

2)                 Личностный опросник С. Хартера «Самовосприятие подростков» позволяет определить степень сформированности персональной идентичности респондента и включает такие шкалы как «Социальное принятие», «Романтическое влечение», «Поведение», «Близкие дружеские отношения», «Атлетическая компетентность», «Физическая норма», «Школьная компетентность», «Профессиональная компетентность».

3)                 методика «Культурно-ценностный дифференциал», направленный на изучение сформированности групповых ценностных ориентаций респондента в четырех сферах жизненной активности: ориентация на группу, ориентация на власть, ориентация друг на друга и ориентация на изменения.

Подтверждение гипотезы исследования осуществлялось с помощью статистических методов: корреляционный анализ (Пирсона), t-критерий (Стьюдента). Для обработки результатов исследования была использована стандартная статистическая программа SPSS 10.0 for Windows.

В исследовании участвовали учащиеся 13-17 лет, в количестве 50 человек: 25 представителей татарской и 25 – марийской группы. На данном этапе возрастного развития молодые люди осознанно относятся к своему этносу, проявляют интерес к истории и культуре как своего, так и других народов.

 

Результаты исследования

 

С целью изучения специфических и общих признаков представителей татарской и марийской групп в подростковом возрасте мы использовали корреляционный анализ. Корреляционные связи между исследуемыми показателями выявлялись в каждой этногруппе по отдельности.

Корреляционный анализ связей у представителей татарской выборки позволил установить, что становление их этнической идентичности (ЭИ) обусловлено взаимосвязями между показателями «использование языка» с такими компонентами ЭИ как «Чувство принадлежности к своей этнической группе» (r=0,439; p<0,03) и «Значимость национальности» (r=0,496; p<0,01), т.е. при хорошем знании и использовании родного языка молодыми люди данной этногруппы они испытывают чувство гордости за свой народ и желание принадлежать к ней и сохранять свои традиции. У представителей марийской группы становление ЭИ обусловлено несколько иными взаимосвязями: «Чувство принадлежности к своей этногруппе» связано с показателем «значимость национальности» (r=0,461; p<0,02), а показатель «Отношение к этническому меньшинству и большинству» обратно коррелирует с показателем «Значимость национальности» (r=-0,568; p<0,003). То есть чем более у представителей данной этногруппы выражено стремление принадлежать к своей этногруппе, тем более она для них значима и тем меньше они стремятся к взаимоотношениям с представителями других этногрупп, вне зависимости от того, являются они представителями этнического большинства или меньшинства в данном регионе, возможно, дистанцируясь от «чужих» они стремятся сохранить свою самобытность и традиции.

Статистический анализ позволил обнаружить различия по показателям этнической идентичности у школьников татарской и марийской группы: «Чувство принадлежности к своей этногруппе» (t=2,157; r<0,04) и «Отношение к этническому большинству и меньшинству» (t=2,171; r<0,04) более выражено у татар, чем у мари.

Корреляционный анализ позволил так же выявить специфические взаимосвязи в исследуемых этногруппах между показателями ЭИ, параметрами самопринятия и групповыми ценностными ориентациями. В выборке татар установлены корреляционные связи между показателями «Отношение к этническому большинству и меньшинству» и «Самопринятие поведения» (r=0,423; p<0,04); показатель «Ориентация на изменения» коррелирует с показателями «Отношение к этническому большинству и меньшинству» (r=0,55; p<0,005), «Школьная компетентность» (r=0,539; p<0,007), «Самопринятие поведения» (r=0,541; p<0,007); а показатель «Ориентация на группу» коррелирует с показателями «Самопринятие физической формы» (r=0,413; p<0,05) и «Профессиональная компетентность» (r=0,434; p<0,03). Интерпретируя данные взаимосвязи можно говорить о том, что, чем более учащиеся татарской группы ориентированы на соблюдение социальных норм и самоконтроль, тем более благоприятные отношения у них формируются по отношению к другим этногруппам и тем легче они идут на изменение культурных норм, последнему, в свою очередь способствует и уровень образованности школьников. Уровень ориентации школьников на свою этническую группу повышается при условии принятия ими своих внешних физических данных и уровня готовности к выбору своего профессионального будущего. Выявленные взаимосвязи позволяют предположить, что для молодого поколения татар немаловажно будущее их нации, они стремятся к развитию, возможно даже в ущерб традициям своего народа.

У представителей марийской группы картина корреляционных связей несколько иная: показатель «Значимость национальности» коррелирует с такими параметрами самопринятия и групповых ценностных ориентаций как «Социальное принятие» (r=0,45; p<0,02), «Романтические влечения» (r=0,51; p<0,008), «Атлетическая компетентность» (r=0,451; p<0,01), «Самопринятие поведения» (r=0,465; p<0,02) и «Ориентация друг на друга» (r=0,516; p<0,001); показатель «Отношение к этническому большинству и меньшинству» взаимосвязан с показателями самопринятия «Физическая форма» (r=0,406; p<0,04) и «Профессиональная компетентность»; показатель «Чувство принадлежности к своей этногруппе» взаимосвязан с параметром «Профессиональная компетентность» (r=0,482; p<0,02); показатель «Ориентация друг на друга» коррелирует с параметром «Атлетическая компетентность» (r=0,452; p<0,02). Выявленные взаимосвязи являются много-многозначными, что говорит о компенсаторных проявлениях в становлении этничности представителей марийской этногруппы. Итак, чем более значимой для представителей данной этногруппы является их национальная принадлежность, тем более они ориентированы друг на друга, при этом первое подкрепляет значимостью их собственной популярности среди сверстников, стремлением поддерживать свою внешнюю форму и соблюдать социальные нормы и контролировать свое поведение. Поддержанию внешних атлетических данных молодых людей также способствует ориентация на представителей своей этногруппы, а на их видение своего профессионального будущего накладывает отпечаток взаимодействие с представителями других этногрупп, принадлежащих как к этническому большинству, так и меньшинству.

В ходе корреляционного анализа связей между исследуемыми признаками выявлена лишь одна общая взаимосвязь между показателями «Атлетическая компетентность» и «Поведение» (p=-0,422, 69; r<0,04 у татар, p=0,69; r<0, 001 у мари), однако они носят разнонаправленный характер. Так у школьников татарской группы при повышении оценки своих атлетических способностей и спортивных умений наблюдается нарушение ими социальных норм, тогда как школьники марийской группы нарушают социальные нормы при условии слабой выраженности атлетических способностей.

В ходе статистической обработки результатов исследования групповых ценностных ориентаций татар и мари выявлено, что школьники марийской группы более ориентированы на изменения, чем учащиеся татарской группы (t=3,767; r<0,001), т.е., несмотря на стремление к изоляции от других этногрупп, марийцы осознают необходимость внесения изменений в свою культурную среду с целью более благоприятной социализации в инокультурной среде и совершенствования своей культуры для дальнейшего развития своего народа в целом.

 

Выводы

 

1.                  Результаты корреляционного анализа позволили установить, что становление этнической идентичности у молодых людей татарской и марийской групп обусловлены специфическими взаимосвязями. У татар знание и использование родного языка повышает уровень их этнической идентичности, тогда как у мари значимость их национальности связана с их стремлением принадлежать к своей этногруппе и изолироваться от представителей других групп.

2.                  Ориентация учащихся татарской группы на социальные нормы способствует формированию более благоприятных отношений с представителями других этногруппи и обеспечивает возможность изменения культурных норм в своей этногруппе, а в ориентации школьников на свою национальную группу немаловажную роль играет их внешний вид и профессиональное будущее. У представителей марийской группы значимость их национальной принадлежности связана с их популярностью среди сверстников, ориентацией на представителей своего народа, стремлением соблюдать социальные нормы; их взаимодействие с представителями других этногрупп накладывает отпечаток на их выбор своего профессионального будущего.

3.                  Статистический анализ исследования различий в проявлении этнической идентичности подростков и юношей позволил обнаружить, что чувство принадлежности к своей этногруппе и стремление к взаимоотношениям с представителями других этногрупп более выражено у школьников татарской национальности, чем у представителей марийской группы, для последних более характерно стремление изолироваться от других этногрупп, возможно, с целью сохранения своей культуры.

Итак, становление этнопсихологических признаков (этнической идентичности, групповых ценностных ориентаций и самовосприятия) у представителей татарской и марийской групп, проживающих в инокультурной среде происходит по-разному, что позволяет им использовать специфические механизмы адаптации к инокультурной среде, сохраняя при этом свою культуру, либо частично преобразуя ее, с целью дальнейшего развития своего народа в современных условиях общественного развития.

 

Литература

 

1.                  Айварова Н.Г., Миронов А.В. Особенности и взаимосвязи этнической идентичности и самоотношения подростков разностатусных этнических групп // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2011. - Т. 1. - № 13. – С. 119-127.

2.                  Гриценко В.В. Этническая идентичность и социально-психологическая адаптация // Известия Саратовского университета. – 2006. – Т.6. – Сер. Философия. Психология. Педагогика. – Вып.1/2. – С. 62-70.

3.                  Кауненко И.И. Этническая идентичность гагаузав в условиях кардинальных изменений структуры общества / Курсом развивающейся Молдовы. Т.6. Культурное наследие и его социальные добродетели. Общ. Ред. М.Н. Губогло. – М.: Старый сад. – С. 281-289.

4.                  Ондар Л.М. О результатах исследования этнической идентичности в старшем школьном возрасте //Вестник Тывинского государственного университета. – 2009. - №1. – С. 90-95.

5.                  Ясюченя Е.Л. Становление этнтического самосознания // Ползуновский вестник. – 2006. - №3. – С. 266-269.

 

Поступила в редакцию 04.08.2014 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.