ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

К вопросу о причинах упадка вексельного рынка в Российской Федерации

 

Джикаева Фатима Зауровна,

кандидат юридических наук, старший преподаватель,

Плиева Нино Платоновна,

магистрант 2-го года обучения.

Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова.

Научный руководитель – доктор юридических наук, профессор

Плиев Эдуард Григорьевич.

 

Согласно определению, данному Большим юридическим словарем, вексель (нем. Wechsel – букв. «обмен») – это вид ценной бумаги, абстрактное денежное обязательство строго установленной законом формы.[1]

История возникновения и развития векселя восходит к античности. Первые упоминания связаны с Древней Грецией, для которой были характерны очень прочные связи между менялами в разных городах. Необходимость обеспечить безопасность в длительных переходах, стремление менял к получению дополнительного дохода, а иногда и недостаток наличных монет привели к возникновению следующей практики: купец получал расписку от одного менялы в том, что он может получить долг в другом месте у другого менялы, а затем по этой расписке последний сможет вернуть себе деньги у выдавшего расписку.

Изобретение векселя приписывают себе многие итальянские провинции. С середины XII века расписки, обеспечивающие безопасную «перевозку» денег из города в город, принимались менялами или банкериусами. Скамья, на которую итальянский ростовщик клал мешки с деньгами, называлась «банка» — именно от этого слова и произошло современное название «банк». По сути своей подобная расписка являлась переводным векселем. Позднее такие векселя широко использовались в Италии с середины XII до середины XVIII в., когда она считалась центром хозяйственной и финансовой деятельности, именно поэтому Италию и принято называть родиной векселей. [2]

Несмотря на широкое распространение в Европе еще в раннее средневековье, первые законодательные акты, закрепляющие нормы вексельного права, и в том числе процессуальной строгости векселя, впервые появились только с XIV в., а первая кодификация вексельных правил была произведена в XVI в., когда был издан первый вексельный Устав 1569 г. в Болонье.

Конвенция о Единообразном Законе о переводном и простом векселе была принята в Женеве 7 июня 1930 г., именно она унифицировала основные нормы международного вексельного права. Конвенция сохранила свое значение по сегодняшний день. Согласно абз.1 ст.1 Конвенции Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются ввести в действие на своих территориях по принадлежности, либо в одном из его подлинных текстов, либо на своих национальных языках Единообразный Закон, составляющий Приложение 1 к настоящей Конвенции.[3] К Женевской конвенции присоединились европейские страны в лице Австрии, Германии, Испании, Франции, Италии, Швеции, Швейцарии, СССР, от азиатского региона Япония и другие страны.

Что касается России и развития вексельного обращения, то вексель у нас начал действовать в эпоху Петра I. В 1709 г. был опубликован первый вексельный устав. Затем в 1832 г. появляется Устав о Векселях, вошедший в Свод законов 1857 г. Третий российский вексельный устав, созданный по аналогии с германским 1848 г., принимается в 1902 г. Такое признание векселя как ценной бумаги, оживляет вексельное обращение в дореволюционной России. В ту пору существенным отличием российских векселей от иностранных была долгосрочность (до 12 месяцев против максимального 3-х месячного срока западных обязательств).

Вексельное законодательство России в настоящее время составляют Федеральный закон от 11 марта 1997 г. № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе» и Положение о переводном и простом векселе, утверждённое Постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1937 г. № 104/1341, применение которого на территории Российской Федерации установлено упомянутым федеральным законом. Данное Положение почти полностью повторяет текст Единообразного закона о переводном и простом векселе (ЕВЗ), утверждённого Женевскими вексельными конвенциями 1930 г., то есть является его переводом.

Развитие экономики в начале 1990-х годов дало значительный толчок к развитию вексельного обращения в нашей стране. Вексель массово использовался в различного рода расчетах, банковской сфере, поставках и т.д. Достаточно вспомнить широкую практику использования векселей в бюджетных и налоговых отношениях, их выпуск Минфином России, субъектами РФ и муниципальными образованиями, в том числе в бездокументарной форме, и иные примеры, свидетельствующие об особом значении этих ценных бумаг для переходной экономики как инструмента разрешения так называемого кризиса неплатежей. Однако была и иная, теневая, сторона вексельного оборота – использование векселей «финансовыми пирамидами» в целях уклонения от уплаты налогов, легализации преступных доходов, вывода активов и рейдерства, а также массовая подделка векселей.[4]

Для определения перспектив использования векселя как инструмента товарно-денежного регулирования необходимо определить причины нынешнего положения вещей на российском вексельном рынке, которое некоторыми специалистами оценивается не иначе, как упадок.

Одной из причин текущего положения считается структура законодательного регулирования векселя. Единообразный закон о переводном и простом векселе состоит из двух разделов, первый из которых посвящен регулированию переводного векселя, а второй, мало сопоставимый по объему с первым, содержащий всего четыре статьи, - простому векселю. Это было связано с несравнимо большим распространением переводного векселя на момент принятия закона. Однако в России ситуация изначально обстояла иначе: исторически ввиду особенностей отечественного предпринимательства у нас был распространен именно просто вексель, используемый как обычное заемное письмо. Но, поскольку российское законодательство не могло отступить от международного регулирования, на сегодняшний день у нас наиболее урегулирован тот вид векселя, который практически не использовался.

Еще одной проблемой, выделяемой учеными является то, что биржевой оборот векселей не предусмотрен Положением об организации торговли на рынке ценных бумаг, иными нормативными актами и давно не осуществляется. Единственный пример присутствия векселей на организованном финансовом рынке – включение простых векселей хозяйственных обществ, акции и доли в которых составляют активы паевых инвестиционных фондов, в состав активов фондов прямых инвестиций и венчурных фондов. Однако в данном случае речь идёт о векселях обществ, вложения в активы которых являются стратегическими (не менее 25–50 %) для указанных фондов, т. е. векселя выступают факультативным объектом инвестиций в дополнение к акциям (долям). Невозможно представить вложения средств инвестиционных фондов в векселя обособленно – такие инвестиции выходят за границы разумного риска. Иные формы коллективного инвестирования (НПФ, страховые организации) тем более не могут иметь объектами вложений векселя.[5]

В пользу довода о непопулярности и практической невозможности использования векселей как инвестиционных инструментов говорит также относительная легкость различного рода финансовых махинаций с векселями, начиная от банальной подделки, заканчивая так называемыми зеркальными векселями, когда несколько векселей с одними и теми же реквизитами находятся на балансе у нескольких банков в целях создания иллюзии увеличения активов.

Но, несмотря на различные мнения финансистов и юристов о скором угасании оборотов вексельных операций и уходе векселя, все же следует отметить, что такие мнения выражались еще в XIX – XX веках, когда вводились новые экономические инструменты. Вексель представляет собой универсальный инструмент, который был востребован многие сотни лет, меняя лишь свои основные функции, не переставая служить на пользу экономическим субъектам. У векселя в нашей стране есть огромные перспективы, если учесть возможность более гибкого законодательного регулирования, научно-технический прогресс, совершенствование надежности и прозрачности вексельных операций. При этом привлекательность векселя как экономического инструмента может значительно возрасти, и, на наш взгляд, списывать его со счетов, оставляя попытки совершенствования и актуализации теории и практики вексельного регулирования, было бы преждевременно и непредусмотрительно.

 

Литература

 

1.                  Большой юридический словарь, В.Н. Додонов // http://juridical.slovaronline.com/В/ВЕ/805-VEKSEL (Дата обращения: 27.04.2014 года).

2.                  История векселя // http://alfabank.ru/corporate/funds/notes/history/ (Дата обращения: 27.04.2014 года).

3.                  К вопросу о перспективах вексельного обращения в Российской Федерации. Кошель Д.А.// Вестник Омского университета. Серия «Право» - № 2 (27) – 2011.

4.                  Конвенция о Единообразном Законе о переводном и простом векселе была принята в Женеве 7 июня 1930 г. // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4786/ (Дата обращения: 27.04.2014 года).

 

Поступила в редакцию 21.05.2014 г.



[1] Большой юридический словарь, В.Н. Додонов // http://juridical.slovaronline.com/В/ВЕ/805-VEKSEL (Дата обращения: 27.04.2014 года)

[2] История векселя // http://alfabank.ru/corporate/funds/notes/history/ (Дата обращения: 27.04.2014 года)

[3] Конвенция о Единообразном Законе о переводном и простом векселе была принята в Женеве 7 июня 1930 г. // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4786/ (Дата обращения: 10.05.2014 года)

[4] К вопросу о перспективах вексельного обращения в Российской Федерации. Кошель Д.А.// Вестник Омского университета. Серия «Право». 2011. № 2 (27). С. 59-60.

[5] К вопросу о перспективах вексельного обращения в Российской Федерации. Кошель Д.А.// Вестник Омского университета. Серия «Право». 2011. № 2 (27). С. 61-62.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.