ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

О некоторых проблемах организации и деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и необходимости их дальнейшего образования

 

Калманова Альбина Сослановна,

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры государственного права,

Медоева Элона Славиковна,

магистрант.

Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова.

 

В статье рассматриваются проблемы образования и деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. Формулируются предложения по развитию и совершенствованию конституционного правосудия в России.

Ключевые слова: Конституционный Суд РФ, конституционный суд субъекта, субъект федерации, конституционный контроль, федеральный закон, компетенция, правовая охрана, законность.

 

The article considers the problems of the formation and activity of the constitutional courts of subjects RF. Formulate proposals of the development and improvement of constitutional justice in Russia.

Keywords: Constitutional Court of RF, constitutional court of the subject, subject of the federation, constitutional control, federal law, competence, legal protection, legality.

 

В укреплении конституционной законности все большую роль начинают играть органы конституционной юстиции России. Принимая во внимание сложное федеративное устройство государства, необходимо сказать о значении не только федерального Конституционного Суда, но и создаваемых в субъектах федерации органов конституционного правосудия. Об их роли в укреплении конституционной законности, защите прав и свобод неоднократно было сказано как специалистами, так и государственными деятелями самого высокого ранга. В частности, Президент Российской Федерации В.В. Путин еще три года тому назад в г. Ростове-на-Дону на совещании в Южном федеральном округе указывал на необходимость опираться в своей работе на региональные конституционные суды.

В научной литературе, в выступлениях многих специалистов не раз приводились убедительные аргументы в пользу образования этих органов правосудия. Именно благодаря созданию конституционного (уставного) суда, как справедливо отмечает Ж.И. Овсепян, - субъект завершает формирование собственной третьей ветви государственной власти – судебной, так как лишь этот орган может быть отнесен к суду субъекта[1]. Таким образом, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, главное назначение которых – служить конституции и уставу субъекта Российской Федерации, обеспечивать реальное разделение властей, обусловлены особой сферой государственно-правовых отношений, вписываются в государственно-правовую действительность субъектов Федерации и придают некую завершенность их государственности.

Российская правовая система со­стоит из двух уровней – федерального и уровня субъектов Россий­ской Федерации. Основу законодательства субъектов Федерации составляют конституции республик и уставы краев, областей, го­родов федерального значения, автономной области и автономных округов. Эти учредительные акты устанавливают статус субъекта Федерации, закрепляют основы конституционного строя, кон­ституционные права и свободы человека и гражданина, учреж­дают органы государственной власти и определяют их компе­тенцию. Другими словами, предметом правового регулирования конституций и уставов субъектов РФ являются те сферы обще­ственных отношений, которые регулирует и Конституция Рос­сийской Федерации. Правовую охрану Конституции РФ, ее высшую юридическую силу по отношению к другим нормативно-правовым актам обеспечивает Конституционный Суд Российской Федерации – специализированный орган конституционного контроля. В субъек­тах Федерации эту роль должны играть конституционные (устав­ные) суды субъектов РФ. Их основными задачами должны стать правовая охрана учредительных актов субъектов Российской Федерации – конституций и уставов и обеспечение их высшей юри­дической силы в системе нормативно-правовых актов субъектов, поскольку контроль над соблюдением конституций и уставов субъектов РФ входит в компетенцию самих субъектов Федерации. Следовательно, федеративное устройство России объективно ставит проблему двух уровней судебного конституционного контроля - уровня Федерации и уровня субъектов Федерации (курсив авторов). При этом на наш взгляд, в условиях современной России должна возрастать роль именно конституционных и уставных судов субъектов Федерации, так как именно их учреждение в условиях построения правового государства (ст.1 Конституции РФ), имеет решающее значение в обеспечение верховен­ства и правовой охраны конституций и уставов субъектов РФ. Анализ работы ряда действующих конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации показывает, что они вносят значительный вклад в укрепление законности, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, очищение системы российского законодательства от противоправных актов[2]. Однако, несмотря на веские аргументы обуславливающие необходимость образования конституционных (уставных) судов субъектов федерации, как показывает практика, их формирование затягивается, вследствие чего субъекты РФ по-разному включаются в обеспечение конституционной законности, а граждане получают неодинаковую степень защиты своих прав. Это означает, что в различных субъектах Федерации положения Конституции РФ действуют не в одинаковой мере. Ведь по существу конституци­онные и уставные суды субъектов РФ, обеспечивая правовую охрану своих конституций и уставов, обеспечивают тем самым и верховенство федеральной Конституции.

На сегодняшний день в конституциях и уставах только 56 субъектов Российской Федерации предусмотрено образование названных судов. Недостаточно активно ведется работа по формированию самих судов. Пока создано только 17 конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. В результате вне судебного конституционного контроля оказывается достаточно значительный массив нормативных правовых актов.

Таким образом, проблема создания конституционных (уставных) судов в каждом из субъектов Российской Федерации, остается нерешенной.

Каковы же наиболее актуальные проблемы, в чем причина такой пассивности большинства субъектов федерации?

Большинство исследователей справедливо полагают, что чрезвычайно затяжной характер процесса формирова­ния конституционных (уставных) судов в регионах России пре­допределен позицией федерального законодателя в отноше­нии их создания. Как известно, в ст. 27 ФКЗ «О судебной системе РФ» указывается, что создание конституционных (уставных) су­дов только лишь право субъектов РФ[3].

В настоящее время имеет место проблема, пре­допределенная отсутствием в федеральном законодатель­стве указаний относительно характера и конкретных форм взаимоотношений Конституционного Суда РФ и конститу­ционных (уставных) судов субъектов РФ[4]. Как известно, Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии законов и иных нормативных актов фе­деральной Конституции, а конституционные (уставные) суды – о соответствии региональных нормативных право­вых актов основному закону субъекта РФ, что дает некото­рым ученым основание утверждать, что «между ними нет ни организационных, ни процессуально-правовых связей»[5].

В юридической литературе изучается не только про­блема взаимоотношений Конституционного Суда РФ и кон­ституционных (уставных) судов субъектов РФ. По мнению многих специалистов, действующее законодательство не обеспечило разграничение компетенции конституционных (ус­тавных) судов субъектов РФ с федеральными судами. А в связи с предполагаемым учреждением федеральных административных судов[6], эта проблема приобретает острый характер, поэтому необходимо четко разграничить полномочия между ними и органами конституционного правосудия.

И на конец, весьма актуальным и требующим своего незамедли­тельного разрешения представляется вопрос, связанный с компетенцией конституционных (уставных) судов субъек­тов РФ. По мнению многих авторов, расширение круга пол­номочий региональных конституционных (уставны) судов, будет соответствовать требо­ваниям п. «а» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, согласно которым в совместном ведении России и ее субъектов находятся воп­росы обеспечения соответствия региональных норматив­ных актов Конституции РФ и федеральным законам[7].

Исходя из вышеизложенного, дальнейшее развитие судебного конституционного контроля в субъектах Российской Федерации требует совершенствования федеральной правовой основы организации и функционирования конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. На наш взгляд для решения вышеуказанных и других проблем необходимо и целесообразно принятия федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности конституционных (уставных) судов субъектов РФ», поскольку федеральные законы регламентирующие деятельность иных судебных органов уже приняты. Субъекты Российской Федерации конечно вправе самостоятельно определять в каком порядке и с какой степенью срочности необходимо формирование конституционных (уставных) судов. Но в то же время, очевидно, что процесс их формирования должен находиться под контролем государства и должны применяться общие единые начала.

В этой связи представляется весьма актуальным и своевременным разработанный Председателем Конституционного Суда Республики Северная Осетия – Алания А.М. Цалиевым и внесенный в Парламент Республики Северная Осетия – Алания как субъекту права законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проект федерального закона «Об общих принципах организации деятельности конституционных уставных судов субъектов РФ». Следует отметить, что на данный проект федерального закона были получены положительные отзывы от всех конституционных (уставных) судов РФ. Кроме того, законопроект получил апробацию, т.к. опубликован в двух центральных журналах[8], в редакционную коллегию которых входят известные российские ученные. На наш взгляд, принятие такого закона будет способствовать дальнейшему развитию конституционных уставных судов субъектов РФ, и смеем надеться, это развитие будет активным, т.к. этот закон станет основой, «ориентиром» для субъектов РФ в процессе создании региональных органов конституционного контроля. Более того, создание органов конституционной юстиции во всех субъектах РФ позволит разгрузить Конституционный Суд РФ от чрезмерного числа обращений, в полной мере обеспечит условия для реализации права граждан на судебную защиту посредством конституционного судопроизводства, будет способствовать оперативной защите и восстановлению прав и свобод граждан и как следствие повысит авторитет судебной власти в целом.

 

Литература

 

1.                  Клеандров М. М. Статус судьи. Новосибирск, 2000.

2.                  Кряжков В.А., Лазарев Л.В. Конституционная юсти­ция в Российской Федерации. Учебное пособие. М., 1998.

3.                  Комментарий к ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации // Ред. В.И. Радченко, В.П. Кашепов. М., 1998.

4.                  Мамсуров Т.Д., Цалиев А.М., Республика Северная Осетия – Алания в составе Российской Федерации. Москва – Владикавказ, 2013.

5.                  Умнова (Конюхова) И.А. Конституционные основы совре­менного российского федерализма, М., 2000.

6.                  Цалиев А.М. Конституционные (уставные) суды субъектов: от сущего к должному // Российское право: образование, практика, наука. 2013. №2-3.

7.                  Цалиев А.М. О реализации конституционного принципа разделения властей в контексте организации судебной власти субъекта РФ// Законы России: опыт, анализ, практика. 2013.№4.

8.                  Овсепян Ж.И. Становление конституционных и уставных судов
в субъектах Российской Федерации (1990-2000 гг.). М., 2001.

 

Поступила в редакцию 21.05.2014 г.



[1]Овсепян Ж.И. Становление конституционных и уставных судов в субъектах Российской Федерации (1990-2000 гг.). М., 2001. С. 448.

[2] К примеру, анализ деятельности Конституционного Суда РСО - Алания, показывает, что с каждым годом возрастает его востребованность в обществе. Так, в 2009 году в Конституционный суд республики поступило 39 обращений, в 2010- 42, в 2011-53. Конституционный Суд проводит также большую работу повышению правосознания и правовой грамотности. См. Т.Д.Мамсуров, А.М. Цалиев, Республика Северная Осетия – Алания в составе РФ.

[3]Как замечают многие специалисты, процесс создания кон­ституционных (уставных) судов не носит «синхронного или скоор­динированного из федерального центра характера. В одних субъек­тах РФ конституционные (уставные) суды учреждены и функцио­нируют, в других — учреждены, но не функционируют, а в не­которых областях, автономных округах их создание «не предус­мотрено в конституциях (уставах)». См.: Комментарий к ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации // Ред. В.И. Радченко, В.П. Кашепов. М., 1998. С. 123.

[4]См., напр.: Кряжков В.А., Лазарев Л.В. Конституционная юсти­ция в Российской Федерации. Учебное пособие. М., 1998. С. 329-330.

[5]См.: Клеандров М. М. Статус судьи. Новосибирск, 2000. С. 22.

[6] Как известно, в Государственную Думу внесен проект Кодекс административного судопроизводства РФ, устанавливающий подведомственность административных дел судам общей юрисдикции, за исключением тех, которые отнесены федеральным законом к Компетенции Конституционного Суда РФ, Дисциплинарного присутствия, конституционных (уставных) судов субъектов РФ и арбитражных судов.

[7] Умнова (Конюхова) И.А. Конституционные основы совре­менного российского федерализма, М., 2000. С. 132-134.

[8]См. Цалие А.М. Конституционные (уставные) суды субъектов: от сущего к должному//Российское право: образование, практика, наука. 2013. №2-3, Цалиев А.М. О реализации конституционного принципа разделения властей в контексте организации судебной власти субъекта РФ// Законы России: опыт, анализ , практика. 2013.№4.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.