ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

О реализации общественной безопасности как родового объекта уголовно-правовой охраны в правовых нормах главы 25 Уголовного кодекса РФ «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности»

 

Миллерова Елена Александровна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры административного права и уголовно-правовых дисциплин Ростовского государственного университета путей сообщения.

 

Обеспечение общественной безопасности в сфере здоровья населения и его нравственной составляющей является одним из приоритетных направлений современной российской государственной политики. Базисом в вопросах правовой охраны здесь является Федеральный закон о безопасности.[1] Данный нормативно-правовой акт, к сожалению, не содержит определения безопасности, как это было в предыдущем аналогичном Законе[2] (утратившим силу), где термин «безопасность» раскрывался следующим образом: «безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз».

Сегодня нормативно закреплены определения лишь некоторых видов безопасности. Так, под «транспортной безопасностью» понимается состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства;[3] под «экологической безопасностью» - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий;[4] под «безопасностью объектов топливно-энергетического комплекса» - состояние защищенности объектов топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства.[5]

Нельзя не отметить, что нормативно-правовому регулированию известен и такой термин как «национальная безопасность», под которым понимается «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства».[6]

В Уголовном кодексе РФ в качестве родового и видового объектов уголовно-правовой охраны применен именно термин «общественная безопасность». Так, раздел IX УК РФ имеет название «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка», а глава 24 (входящая в этот раздел) «Преступления против общественной безопасности».

В.С.Комиссаров в одном из своих трудов справедливо охарактеризовал общественную безопасность: «Общественная безопасность как социальное явление и как объект уголовно-правовой охраны носит сложный и многоаспектный характер. Она представляет собой определенную совокупность общественных отношений, регулирующих безопасные условия жизни общества. В названном смысле общественная безопасность является не только одной из потребностей общества, но и общим благом, общей ценностью, в сохранении и развитии которой заинтересованы и государство, и общество, и граждане. Обеспечение общественной безопасности – гарантия создания в обществе таких социальных условий, при которых человек, его физические и духовные блага становятся действительно высшей социальной ценностью, а сам он может чувствовать себя социально защищенным. Социальная функция общественной безопасности выражается в том, что, отражаясь в общественной психологии, общественном сознании, она ассоциируется с определенным уровнем уверенности граждан в защищенности общества и конкретного гражданина от общественно опасных посягательств, неприкосновенности основных социальных благ. Чем больше реальные усилия общества и государства по обеспечению системы общественной безопасности, тем более уверенно чувствуют себя граждане в процессе вступления в различные социальные связи».[7]

Общественная безопасность является родовым объектом и для преступлений, посягающих на здоровье населения и общественную нравственность, так как в раздел IX входит и глава 25 УК РФ «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности». Несмотря на это термин «безопасность» встречается всего лишь в диспозиции одной статьи данной главы (ст.238 УК РФ).

В связи с этим можно задаться вопросом: Как именно реализуется общественная безопасность в качестве родового объекта уголовно-правовой охраны в нормах главы 25 УК РФ, предусматривающих ответственность за преступления против здоровья населения и общественной нравственности? Считаем, что общественная безопасность действительно справедливо выбрана законодателями в качестве родового объекта уголовно-правовой охраны для главы 25 УК РФ, ведь, например, незаконный оборот наркотиков, ответственности за который посвящена значительная часть норм указанной главы, при его росте может угрожать не только здоровью населения, но и безопасности нашего общества в целом, поскольку наркозависимые люди, как известно, не могут являться полноценными членами общества, а значит и быть ему во благо.

 Анализируя общественную безопасность в качестве родового объекта преступлений, включенных в главу 25 УК РФ нельзя полностью согласиться с законодателями относительно размещения норм в указанной главе. Так, например, считаем, что ст.238 УК РФ более удачно было бы разместить не в главе 25 УК РФ, а в главе 24 УК РФ «Преступления против общественной безопасности», так как, именно в диспозиции этой нормы указано о посягательстве на «безопасность» населения, в связи с этим считаем, что «общественная безопасность» применительно к ст.238 УК РФ более подходит в качестве видового, а не родового объекта уголовно-правовой охраны.

 

Литература

 

1.                  Федеральный закон РФ от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» // ИПП «Гарант».

2.                  Федеральный закон РФ от 15.03.1992 № 2446-1 «О безопасности» (утратил силу) // ИПП «Гарант».

3.                  Федеральный закон РФ от 09.02.2007 № 16-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «О транспортной безопасности» // ИПП «Гарант».

4.                  Федеральный закон РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «Об охране окружающей среды» // ИПП «Гарант».

5.                  Федеральный закон РФ от 21.07.2011 № 256-ФЗ (ред. от 20.04.2014) «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» // ИПП «Гарант».

6.                  Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (с изм. от 01.07.2014) // ИПП «Гарант».

7.                  Курс уголовного права. Особенная часть. Т.4. / Под ред. Г.Н.Борзенкова, В.С.Комиссарова. – М. Изд. «Зерцало-М», 2002. с.170-171.

 

Поступила в редакцию 22.09.2014 г.



[1] Федеральный закон РФ от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» // ИПП «Гарант».

[2] Федеральный закон РФ от 15.03.1992 № 2446-1 «О безопасности» (утратил силу) // ИПП «Гарант».

[3] Ст.1, Федеральный закон РФ от 09.02.2007 № 16-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «О транспортной безопасности» // ИПП «Гарант».

[4] ст. 1, Федеральный закон РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «Об охране окружающей среды» // ИПП «Гарант».

[5] ст. 2, Федеральный закон РФ от 21.07.2011 № 256-ФЗ (ред. от 20.04.2014) «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» // ИПП «Гарант».

[6] Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (с изм. от 01.07.2014) // ИПП «Гарант».

[7] Курс уголовного права. Особенная часть. Т.4. / Под ред. Г.Н.Борзенкова, В.С.Комиссарова. – М. Изд. «Зерцало-М», 2002. с.170-171.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.