Историография нравственно-эстетического воспитания в узбекской народной педагогике
Ашурова Тулганой Эргашевна,
преподаватель кафедры дошкольного и начального образования Каршинского государственного университета, Узбекистан,
Эркаева Шохиста Панжиевна,
преподаватель школы №10. г. Карши, Узбекистан.
Нравственно-эстетическое формирование будущего поколения на всех ветках исторического развития общества всегда было объектом исследования ученых в различных областях науки: философии, социологии, психологии, искусствоведения, педагогики. Это объясняется влиянием огромной роли искусства на формирование развитой личности, т.к. нравственно-эстетическое формирование – это многогранный процесс развития личности. Оно включает в себя формирование нравственных, эстетических взглядов, вкусов и идеалов активных борцов за прекрасное в жизни, систематическую последовательность видеть красоту в повседневной жизни.
Чтобы воспитать гармонично развитую личность, соответствующую новым условиям необходима целенаправленная деятельность, опирающаяся на представления народной педагогики и опыт ученых-педагогов.
О необходимости внедрения основ народной педагогики в современный педагогический процесс подчеркивает Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов: «Предстоит разработать и реализовать новую демократическую концепцию образования, в которой национальные, исторические и культурные традиции, нравственный опыт узбекского и других народов, проживающих на территории республики, были бы органично включены в систему обучения и воспитания» [1, 47].
Тут ГДЗ по географии 9 класс Алексеев тут www.euroki.org |
В Национальной программе о подготовке кадров подчеркивается, что «…основными принципами функционирования непрерывного образования, наряду с приоритетностью, демократизацией и гуманизацией образования является гуманитаризация образования – формирование обучающихся эстетически богатого мировоззрения, высокой духовности, культуры и творческого мышления, а также национальная направленность образования, заключающаяся в его органичном единстве с национальной историей, народными традициями и обычаями, сохранении и обогащении культуры народов Узбекистана, признании образования важнейшим инструментом национального развития, уважения истории и культуры других народов» [2, 45].
Необходимо подчеркнуть, что без изучения и использования народной педагогики не может быть полноценного воспитания личности, потому что в народной педагогике заложены идеи о совершенном человеке, об общечеловеческих ценностях, о гуманистическом наследии народной культуры. Историческое изучение нравственно-эстетического воспитания народной педагогики направлено на удовлетворение общественной потребности и познании роли народных масс в педагогическом процессе.
Выявление переходящих педагогических ценностей, созданных народом, необходимо и для педагогической науки, и для педагогической практики. В ходе изучения народной педагогики педагогическая наука познаёт свои корни и саму себя через сравнение научных и стихийно-эмпирических педагогических знаний; педагогическая практика получает проверенные опытом истории средства, методы, формы воспитания и т.д. Это практически усвоенное педагогическое наследие прошлого является неотъемлемой частью системы современного (независимого) воспитания.
В наше время решение любых национально-педагогических проблем невозможно без трезвого и реалистического взгляда, с одной стороны, на целостную панораму педагогической культуры человеческого общества, с другой – на этнические особенности педагогической системы каждого народа.
И так, историографический и системно-культурологический подходы по сути не использованы в исследовании нравственно-эстетического воспитания народной педагогики, что делает еще более очевидным недостаточную теоретическую разработанность проблемы нравственно-эстетического воспитания народной педагогики в историко-педагогической науки. Тем самым углубляется противоречие между достигнутым уровнем изучения народной педагогики и потребностями педагогической науки и практики в этом изучении.
Решение этой проблемы ставит перед нами цель – раскрыть процесс развития историко-педагогических знаний о народной педагогике в Узбекистане и перспективные подходы к её дальнейшему изучению. И так решению этой цели нам необходимо определить следующие задачи:
- определить и охарактеризовать основные этапы развития историко-педагогических знаний нравственно-эстетического воспитания о народной педагогике Узбекистана;
- проанализировать процесс формирования научных течений и направлений в историографии нравственно-эстетического воспитания народной педагогики, динамику, проблематику и географию исследований;
- раскрыть генезис и развитие понятий «нравственно-эстетическое воспитание», «народная педагогика», «этнопедагогика», «педагогическая культура», «педагогическая историография»;
- рассмотреть перспективы нравственно-эстетического воспитания в узбекской народной педагогике как компонента системы культуры в свете концепций народной и традиционно-бытовой культуры;
- обосновать органическую связь изучения нравственно-эстетического воспитания народной педагогики с общими проблемами типологии педагогической культуры.
В осуществлении этой проблемы нам необходимо находить источниковую базу, которую составляют работы ученых в этом направлении до революции и до независимости республики Узбекистан, а также зарубежных ученых-философов, культурологов, педагогов, историков, этнографов по теме исследования. Основной корпус источников исследования – историко-педагогические работы нравственно-эстетического воспитания о народной педагогике.
Результаты исследования расширяют сферу познания нравственно-эстетического воспитания народной педагогики, обогащает его историческим анализом опыта изучения народной педагогики в Узбекистане, а также анализом общих свойств педагогической народной и традиционно-бытовой культуры.
Литература
1. Каримов И.А. Узбекистан: национальная независимость, экономика, политика, идеология. Т.1. –Т.:Узбекистан.1996.С.47.
2. Национальная программа по подготовке кадров. В кн. «Гармонично развитое поколение – основа прогресса Узбекистана».Т., 1997,с.45.
Поступила в редакцию 20.03.2015 г.