ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Коррупция в древнем мире

 

Бабиков Александр Петрович,

соискатель кафедры уголовного права №1 Национального юридического университета им. Ярослава Мудрого, г. Харьков.

 

Коррупция, как считает Е. В. Невмержицкий, такое же древнее явление, как и социальный порядок, управляющий жизнью людей. Ученый находит первые антикоррупционные нормы уже в Пятикнижии Моисея, которое содержит самые древние тексты Библии, происхождение которых датируется XII-VI вв. до н.э. По его мнению, первую антикоррупционную заповедь Господь дал через Моисея: «Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых» (Исход 23:8)[1]. В. Г. Беспалько также считает, что Пятикнижие Моисея содержит положения религиозно-нравственного обоснования борьбы с коррупцией, устанавливая запрет на принятие даров по службе: «Во всех жилищах твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе, поставь себе судей и надзирателей по коленам твоим, чтоб они судили народ судом праведным. Не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров; ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых. Правды, правды ищи, дабы ты был жив и овладел землею, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Второзаконие 16, 18-20)[2].

На наш взгляд, эти положения носят настолько общий характер, что приписывание им антикоррупционного характера является скорее преувеличением. В то же время нельзя отрицать, что более поздние тексты Библии содержат правила, направленные на борьбу с коррупцией. Так, в книге пророка Амоса прямо указывается на получение взяток, как на один из видов преступлений: «Ибо Я знаю, как многочисленны преступления ваши и как тяжки грехи ваши: вы враги правого, берете взятки и извращаете в суде дела бедных» (Амос 5:12). Распространенность коррупции в библейские времена подтверждается и следующими положениями: «Взятки берут у тебя, чтобы проливать кровь; ты берешь рост и лихву и насилием вымогаешь корысть у ближнего твоего, а Меня забыл, говорит Господь Бог» (Иезекииль 22:12), «Руки их обращены к тому, чтобы уметь делать зло; начальник требует подарков, и судья судит за взятки, а вельможи высказывают злые хотения души своей и извращают дело» (Михей 7:3). По Библии взяточничество (лихоимство) ставится в ряд с наиболее тяжкими грехами: «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, – все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (От Марка 7:21-23). Взяточник (лихоимец) по библейским нормам не заслуживает нормального человеческого общения: «Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе» (1-е Коринфянам 5:11). Взяточников по Библии настигнет самая страшная кара: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1-е Коринфянам 6:9-10).

Первым борцом с коррупцией принято считать шумерского царя Урукагина (Уруинимгина), который пресекал злоупотребления судей и чиновников, вымогавших незаконные вознаграждения. Об этом стало известно из расшифрованных клинописей древнего Вавилона, относящихся к середине III тыс. до н.э.[3]

В Древнем Вавилоне около 1760 до н.э. был принят свод законов, который стал одним из важнейших памятников древневосточного рабовладельческого права. Он был создан в конце царствования Хаммурапи, поэтому получил название законов Хаммурапи. Этот документ, в частности, предусматривал ответственность судьи, изменившего свой приговор после того, как он был вынесен и записан на таблетке. Авторы учебника всеобщей истории государства и права под редакцией В. А. Томсинова предполагают, что имеются в виду действия судьи, взявшего взятку[4].

В Древнем Египте жречество всегда занимало особое положение. Жреческая должность приносила значительные выгоды. Жрец имел право на часть храмового имущества, к которому относились не только подношения населения, но и земельный надел. За жреческие должности велась серьезная борьба. Известно, что в VII-VI вв. до н.э. эти должности иногда продавались за серебро, а в отдельных случаях предоставлялись вельможам в виде взятки[5].

За деньги в древнем мире не только получали должности, но и занимали троны. Так, в 58 году до н.э. из Александрии был изгнан местной толпой фараон Птолемей XII Авлет, правивший в Египте с 80 года до н.э. Птолемей Авлет сбежал в Рим и стал искать поддержки для возврата утраченного трона. Для этого он дал огромные взятки (более 6000 талантов) римским сенаторам, а также полководцам Помпею и Цезарю. Несколько позже он с этой же целью обещал 10000 талантов народному трибуну и проконсулу Сирии Авлу Габинию. Его «старания» привели к желаемому для него результату. В 57 году до н.э. Сенат принял решение организовать военную экспедицию в Египет для восстановления на троне Птолемея Авлета, а в 55 году до н.э. с помощью римских войск Птолемей XII Авлет был восстановлен в качестве фараона[6].

Следует отметить, что в Римском государстве в то время коррупция уже давно рассматривалась как преступление. Так, по Закону ХІІ таблиц (451-450 гг. до н. э.) судья, которого поймали на подкупе, подлежал смертной каре. Первое время развитие римского права осуществляется путем толкования Закона ХІІ таблиц. Этим занимались понтифики. Постепенно накапливаются понтификальные записи (commentarii pontificum), отображающиеся интерпретационную традицию. В дальнейшем Закон ХІІ таблиц стал основой для формирования системы норм национального римского законодательства, которое применялось исключительно к римским гражданам.

Органом законодательной власти в Римском государстве были народные собрания, которые принимали законы (lex). Законодательная деятельность носила обширный характер, но до нашего времени уцелели лишь немногие законодательные акты того периода. Некоторые из них были посвящены борьбе с коррупцией. Так, в XVI в. найдены 11 кусков медной доски с отрывками римских законов, один из которых (lex repetundarum) посящен борьбе со взяточничеством. В 1790 г. на месте древнего городка Bantia в Лукании были найдены куски бронзовой доски (tabula Bantina), которые содержат отрывки закона из времени Гракхов о взятках (repetundae)[7].

По мнению авторов учебника всеобщей истории государства и права под редакцией В. А. Томсинова в римском законодательстве периода империи некоторые случаи лихоимства относились к государственным преступлениям, однако в основном лихоимство рассматривалось как имущественное преступление. В 59 г. до н.э. был издан lex Julia repetundarum, по которому должностные лица наказывались за получение взяток, обусловивших нарушение служебных обязанностей. Совершение таких преступлений влекло наказание в виде изгнания или даже более строгой меры, в зависимости от содеянного[8].

Взяточничество в римских судах было обычным явлением[9]. С ним активно боролись. Так, уже во ІІ в. до н.э. была создана судебная коллегия по делам о вымогательстве и взятках, состоявшая из сенаторов. Эта инстанция называлась Постоянная комиссия[10]. Из самого названия этой комиссии следует, что коррупция на тот момент была столь массовым явлением, что для противодействия ей нужно было создавать специальный постоянно действующий орган.

О глубокой коррумпированности римских судов свидетельствует следующий случай. В 110 г. в Риме состоялся суд над нумидийскии царем Югурта, который неоднократно подкупал видных римских политических и военных деятелей. Однако Югурта снова подкупил судей, что позволило ему избежать осуждения[11].

Коррупции процветала не только в судах. Она была даже одним из условий формирования государственных структур. Так, после смерти Юлия Цезаря сенат состоял из более тысячи лиц, принятых за взятку или по знакомству[12]. Политика римских императоров IV-V веков была нацелена на увеличение числа чиновников, которые наделялись огромной властью. Контролировать эту армию чиновников было невозможно. Создание разветвленной сети шпионажа и внедрение взаимного контроля чиновников не привели к должному результату. Многочисленные тайные полицейские только пополняли ряды коррупционеров. Подкуп и незаконное обогащение постепенно становились обычным делом[13]. Именно бесконтрольность и коррупция цезарских чиновников стали одними из причин упадка Римской империи.

Не лучше в области борьбы с взяточничеством обстояли дела и в Древней Греции. Немецкий историк К. Ю. Белох, исследуя греческую историю, пришел к выводу, что одной из худших национальных черт древних греков были недостаток честности и уважения к данному слову. Это создавало психологические предпосылки для подкупности судей и других государственных чиновников. Подкупы в греческих судах были обычным делом. Аристотель так писал о лицах, занимающих должности геронтов в спартанских учреждениях: «Люди, занимающие эту должность, оказывается, бывают доступны подкупу и часто приносят в жертву государственные дела ради угождения»[14]. Афинский политический деятель Солон отмечал бесчестность государственных людей в Афинах. В Древней Греции немного можно было найти людей, которых нельзя было склонить путем подкупа к чему угодно. Интересно, что когда возникала необходимость устранить политического конкурента, то его в большинстве случаев обвиняли в подкупности или в присвоении общественного имущества. Это очень часто помогало, так как почти все в этом были замешаны. Так, в получении взятки был обвинен один из первых людей Афин – Кимон, когда он вернулся после неудачного военного похода. Ему вменили в вину то, что он дал себя подкупить македонскому царю Александру I. Не могли избежать обвинения во взяточничестве даже цари. Например, в Спарте были осуждены и отправлены в изгнание царь Плистоанакт и его советник Клеандрид за то, что были подкуплены Периклом[15].

Коррупция получила стремительное распространение в эпоху упадка античности, когда сформировался государственный аппарат, и значительно возросло число государственных чиновников[16].

Древний историк Иосиф Флавий в своей знаменитой книге «Иудейские древности» также упоминает о коррупции в Древней Иудее. Автор описывает случай назначения царем Иосафатом судей во всех городах государства. При этом он «…увещевал их судить на­род, не побуждаясь ничем иным, кроме начала справедливо­сти, не склоняясь в пользу тех, кто мог бы, по их мнению, подарками или личным своим влиянием, благодаря богатст­ву или знатности рода, подкупить их, но творить суд, равный для всех…». Такая просьба царя основывается на знании им фактов коррупции в судах и желании воспрепятствовать им. Так, еще во времена библейского пророка Самуила (XI в. до н.э.), его сыновья Иоиль и Авия, назначенные судьями в Вифил и Варсув «…за подарки и гнусные взятки стали нарушать справедливость, постановляя судеб­ные решения не сообразно истине, а сообразно личной сво­ей выгоде…»[17]. Использовался подкуп и как инструмент во внешней политике Иудеи. Иосиф Флавий описывает случай, когда царь Иудеи Ирод смог оправдаться в возводимых на него обвинениях перед древнеримским политиком и военачальником Марком Антонием, подкупив последнего. Решался с помощью взяток и исход военных столкновений. Так, во времена правления Ирода парфяне под предводительством Антигона осадили иудейскую крепость Масаду. На помощь защитникам крепости был послан с войсками римский полководец Вентидий. Однако настоящей его целью было получить взятку от Антигона. Вентидий расположился возле Иерусалима, а после получения денег от Антигона с большей частью войск удалился. Для снятия с себя подозрения в подкупе Вентидий оставил все же небольшой отряд под началом Силона. Однако Антигон подкупил и его. Освобождать крепость пришлось самому царю Ироду, сформировавшему для этого значительное войско[18].

Древнюю Индию многие исследователи по праву называют одной из колыбелей человечества. В ведический период развития Древней Индии (середина II тыс. до н.э. – первая половина I тыс. до н.э.) формируется ранняя государственность. В долине Ганга зарождаются первые крупные государства, что приводит к возникновению должностных лиц. Все это создает предпосылки для разработки теории государственной власти и принципов управления. Одним из самых значительных политических трактатов того времени является сочинение «Артхашастра», автором которого считают Каутилью – главного сановника маурийского царя Чандрагупты. В «Артхашастре» утверждалось, что внутренняя смута страшнее внешней, так как она создает общий дух недоверия даже среди царского двора и его приближенных. Для предупреждения внутренней смуты Каутилья советует царю развивать секретную службу, применять тайные средства в политике и подкупать сановников[19]. Следовательно, коррупция рассматривалась в то время как один из методов государственного управления.

Была известна коррупция и в Древнем Китае. В одном из исторических памятников «Хань Фэй-цзы» изложены взгляды Хань Фэя (ум. в 233 г. до н.э.) – сторонника создания централизованного государства и укрепления власти правителя. Этот мыслитель считал, что в расстроенных государствах люди, чтобы уклониться от тяжких трудов употребляют все свое добро на взятки для самовластных чиновников. Таких взяточников он относил к одной из пяти категорий людей, которые разрушают государство[20].

На отдельных землях нынешней Украины существование коррупции некоторые исследователи признают уже в VІІ-VІ ст. до н.е. Так, А. А. Гавриленко считает, что в античных государственных образованиях на территории Северного Причерноморья граждане строго карались за взяточничество. В то время уже знали такие преступления как дача взятки, подкуп (декасмо) и принятие взятки (дорон)[21]. Ситуация на иных территориях нынешней Украины была совсем другой. Только в русско-византийских договорах Х ст. содержатся некоторые признаки уголовно-правовых норм, но они имеют выраженный религиозный характер[22].

Таким образом, коррупция существовала уже в эпоху древних государств. Тогда же появились и первые законодательные акты, устанавливающие ответственность за коррупционные деяния. Взяточничество возникает в условиях государственного управления с помощью чиновников. Причем к последним можно отнести и служителей культа, так как в то время религиозные структуры были неотделимы от государства.

Следует признать, что в Древнем мире коррупция была распространенным явлением. За взятки принимались судебные решения, предоставлялись государственные должности и должности служителей культа. Коррупция использовалась как один из методов управления государственным аппаратом и как инструмент внешней политики. Существенным образом зависел от взяток и исход некоторых военных столкновений.

 

Литература

 

1.                  Невмержицький Є. В. Корупція в Україні: причини, наслідки, механізми протидії: Монографія. – К.: КНТ, 2008. – С. 9-10.

2.                  Беспалько В.Г. Религиозно-нравственные начала борьбы с коррупцией в Моисеевом уголовном праве в их сравнении с российским законодательством // Взаимодействие органов государственной власти при расследовании преступлений коррупционной направленности: проблемы и пути их решения: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения выдающегося российского учёного Николая Сергеевича Алексеева (Москва, 23 октября 2014 года). – М.: Академия Следственного комитета Российской Федерации, 2014. – С. 152.

3.                  Качкина Т.Б., Качкин А.В. Коррупция и основные элементы стратегии противодействия ей: Учебное пособие. – Ульяновск: ОАО «Областная типография «Печатный двор». 2010. – С. 24.

4.                  Всеобщая история государства и права. Учебник для вузов в двух томах. Том 1. Древний мир и средние века / Под редакцией В. А. Томсинова. – М.: ИКД «Зерцало-М», 2011. – С. 83.

5.                  Всемирная история. Том I. – М.: Гос. изд-во полит. лит-ры, 1955. – С. 581.

6.                  Томсинов В.А. Государство и право Древнего Египта: Монография. М.: ИКД «Зерцало-М», 2011. – С. 279-281.

7.                  Покровский И. А. История римского права. – СПб.: Издательско-торговый дом «Летний Сад», 1998. – С. 126.

8.                  Всеобщая история государства и права. Учебник для вузов в двух томах. Том 1. Древний мир и средние века / под редакцией В. А. Томсинова. – М.: ИКД «Зерцало-М», 2011. – С. 350, 353.

9.                  Демедюк Т. Протидія хабарництву в судах Стародавнього Світу / Т. Демедюк // Вісник Академії управління МВС. – 2010. – № 3. – С. 66, 67.

10.               Графский В. Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вуюв / В. Г. Графский. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007. – С. 212.

11.               Цицерон. Философские трактаты / Цицерон. – М.: Наука, 1985. – С. 345.

12.               История государства и права Древнего Востока и античного мира: учебное пособие / под общ. ред. Е. В. Суверова. – Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2015. – С. 85.

13.               Ростовцев М. Общество и хозяйство в Римской империи. Том II / М. Ростовцев. – Спб.: Наука, 2000. – С. 217-219.

14.               Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т. 4 / общ. ред. А. И. Доватура. – М. : Мысль, 1983. – С. 432.

15.               Белох Ю. Греческая история: в 2 т. / Юлиус Белох; пер с нем. М. О. Гершензона; Гoc. публ. ист. б­-ка России. 3-­e изд. / под ред. и со вступ. ст. Ю. И. Семенова. Том 1. – М., 2009. – С. 95, 369, 395.

16.               Шеченко О. В. Історія виникнення та розвитку корупції / О. В. Шеченко // Кримінально-правові та кримінологічні засади протидії корупції в Україні: матеріали науково-практичної конференції (19 квітня 2013 року, м. Харків) / МВС України, Харківський нац. ун-т внутр. справ; Кримінологічна асоціація України. – Х.: Золота миля, 2013. – С. 306.

17.               Флавий Иосиф. Иудейские древности. В 2 т. Т. 1. Кн. 1-12 / Иосиф Флавий. – М.: ООО «Издательство ACT»: «Ладомир», 2002. – С. 300, 501.

18.               Флавий Иосиф. Иудейские древности. В 2 т. Т. 2. Кн. 13-20; О древности иудейского народа (Против Апиона) / Иосиф Флавий. – М.: ООО «Издательство ACT»: «Ладомир», 2002. – С. 100, 111-112.

19.               Бонгард-Левин Г. М. Древняя Индия. История и культура / Г. М. Бонгард-Левин. – СПб.: Алетейя, 2001. – С. 165.

20.               Древнекитайская философия. Собрание текстов в. двух томах. Т. 2. – М.: «Мысль», 1973. – С. 275.

21.               Гавриленко О. А. Історія держави і права України: стародавня доба: навчальний посібник / О. А. Гавриленко. – Харків: ХНУВС, 2011. – С. 36.

22.               Терлюк І. Я. Огляд історії кримінального права України. Навчальний посібник / І. Я. Терлюк. – Львів: Ліга-Прес, 2007. – С. 3.

 

Поступила в редакцию 12.11.2015 г.



[1] Невмержицький Є. В. Корупція в Україні: причини, наслідки, механізми протидії: Монографія. – К.: КНТ, 2008. – С. 9-10.

[2] Беспалько В.Г. Религиозно-нравственные начала борьбы с коррупцией в Моисеевом уголовном праве в их сравнении с российским законодательством // Взаимодействие органов государственной власти при расследовании преступлений коррупционной направленности: проблемы и пути их решения: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения выдающегося российского учёного Николая Сергеевича Алексеева (Москва, 23 октября 2014 года). – М.: Академия Следственного комитета Российской Федерации, 2014. – С. 152.

[3] Качкина Т.Б., Качкин А.В. Коррупция и основные элементы стратегии противодействия ей: Учебное пособие. – Ульяновск: ОАО «Областная типография «Печатный двор». 2010. – С. 24.

[4] Всеобщая история государства и права. Учебник для вузов в двух томах. Том 1. Древний мир и средние века / Под редакцией В. А. Томсинова. – М.: ИКД «Зерцало-М», 2011. – С. 83.

[5] Всемирная история. Том I. – М.: Гос. изд-во полит. лит-ры, 1955. – С. 581.

[6] Томсинов В.А. Государство и право Древнего Египта: Монография. М.: ИКД «Зерцало-М», 2011. – С. 279-281.

[7] Покровский И. А. История римского права. – СПб.: Издательско-торговый дом «Летний Сад», 1998. – С. 126.

[8] Всеобщая история государства и права. Учебник для вузов в двух томах. Том 1. Древний мир и средние века / под редакцией В. А. Томсинова. – М.: ИКД «Зерцало-М», 2011. – С. 350, 353.

[9] Демедюк Т. Протидія хабарництву в судах Стародавнього Світу / Т. Демедюк // Вісник Академії управління МВС. – 2010. – № 3. – С. 66, 67.

[10] Графский В. Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вуюв / В. Г. Графский. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007. – С. 212.

[11] Цицерон. Философские трактаты / Цицерон. – М.: Наука, 1985. – С. 345.

[12] История государства и права Древнего Востока и античного мира: учебное пособие / под общ. ред. Е. В. Суверова. – Барнаул : Барнаульский юридический институт МВД России, 2015. – С. 85.

[13] Ростовцев М. Общество и хозяйство в Римской империи. Том II / М. Ростовцев. – Спб.: Наука, 2000. – С. 217-219.

[14] Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т. 4 / общ. ред. А. И. Доватура. – М.: Мысль, 1983. – С. 432.

[15] Белох Ю. Греческая история: в 2 т. / Юлиус Белох; пер с нем. М. О. Гершензона; Гoc. публ. ист. б­-ка России. 3-­e изд. / под ред. и со вступ. ст. Ю. И. Семенова. Том 1. – М., 2009. – С. 95, 369, 395.

[16] Шеченко О. В. Історія виникнення та розвитку корупції / О. В. Шеченко // Кримінально-правові та кримінологічні засади протидії корупції в Україні : матеріали науково-практичної конференції (19 квітня 2013 року, м. Харків) / МВС України, Харківський нац. ун-т внутр. справ; Кримінологічна асоціація України. – Х.: Золота миля, 2013. – С. 306.

[17] Флавий Иосиф. Иудейские древности. В 2 т. Т. 1. Кн. 1-12 / Иосиф Флавий. – М. : ООО «Издательство ACT»: «Ладомир», 2002. – С. 300, 501.

[18] Флавий Иосиф. Иудейские древности. В 2 т. Т. 2. Кн. 13-20; О древности иудейского народа (Против Апиона) / Иосиф Флавий. – М.: ООО «Издательство ACT»: «Ладомир», 2002. – С. 100, 111-112.

[19] Бонгард-Левин Г. М. Древняя Индия. История и культура / Г. М. Бонгард-Левин. – СПб.: Алетейя, 2001. – С. 165.

[20] Древнекитайская философия. Собрание текстов в. двух томах. Т. 2. – М.: «Мысль», 1973. – С. 275.

[21] Гавриленко О. А. Історія держави і права України: стародавня доба: навчальний посібник / О. А. Гавриленко. – Харків: ХНУВС, 2011. – С. 36.

[22] Терлюк І. Я. Огляд історії кримінального права України. Навчальний посібник / І. Я. Терлюк. – Львів: Ліга-Прес, 2007. – С. 3.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.