ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Бренд Кыргызстана «Made in KG»: реальность и перспектива

 

Жапарова Эльмира Сапаровна,

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Национальной Академии Наук Кыргызской Республики,

Парманасова Айсулу Джээналиевна,

старший преподаватель кафедры менеджмента Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына,

соискатель Национальной Академии Наук Кыргызской Республики,

Джалмамбетова Салтанат Токтосуновна,

старший преподаватель кафедры менеджмента Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына.

 

C приобретением независимости Кыргызстан стоял перед выбором: или стать окончательно страной-реэкспортером дешевых товаров в основном из Китая и Турции, или начать шаги в области производства своих товаров.

Наши «швейники» стали стремиться как можно быстрее и эффективней закрепиться на рынке СНГ своими качественными и не очень дорогими товарами. В швейной отрасли существуют предприятия разного уровня: малые, большие и мини предприятия.

Малые предприятия или мини-цеха имеют от 5 до 15 швейных машин. Для этого не требуется большого помещения, значительного количества работников или крупных инвестиций. Большинство тех предприятий, которые только начинают свой бизнес в швейной отрасли, начинают с этого уровня и в случае успеха расширяются. Большинство малых предприятий расположено в новостройках вокруг Бишкека.

Средние предприятия имеют 20–70 швейных машинок. Большинство из них существует более пяти лет и имеют стабильное количество заказов и постоянных оптовых клиентов. Крупные предприятия имеют более чем 70 швейных машинок и являются не только производителями одежды; они могут разрабатывать свои собственные модели одежды и выполнять большинство функций, связанных с организацией поставки материалов и сбыта своей продукции. Эти компании, как правило, имеют свое место на рынке «Дордой»9 или даже свой собственный фирменный магазин. Кроме того, у них есть свои собственные каналы распределения в Казахстане и России.

В последние 10 лет отмечался существенный рост в кыргызстанской швейной промышленности. По оценкам крупнейших кыргызстанских ассоциаций швейников и текстильщиков – Легпром и Союзтекстиль, на швейную отрасль приходится от 5 до 15 % валового внутреннего продукта (ВВП) и более 100 тысяч рабочих мест. Бурное развитие этой отрасли в последнее десятилетие происходило в основном за счет увеличения экспорта швейной продукции, объем которого увеличился в 10 раз – с 15 млн долл. в 2003 году до 155 млн долл. в 2012 году, а основными направлениями экспорта стали Российская Федерация и Казахстан[1].

Недавние исследования утверждают, что как макро-, так и микроэкономические условия сыграли значительную роль.

Во-первых, вступление Кыргызстана во Всемирную торговую организацию (ВТО) в 1998 году и открытый торговый режим внесли большой вклад в обеспечение активного роста швейной промышленности. Дешевые импортные ткани и фурнитура из Китая, (в меньшей степени) Турции и других стран, в сочетании с упрощенным режимом таможенного оформления, основанным на все продукции, превратило швейную промышленность в локомотив легкой промышленности.

В 2012 году, по данным ассоциаций «Легпром» и «Союзтекстиль», на швейное производство пришлось более чем 80 % производства всей легкой промышленности с более чем 3000 малых и средних предприятий (МСП), экспортирующих более 90 % своей продукции в Российскую Федерацию и Казахстан. Во-вторых, благоприятный налоговый режим для швейных предприятий сыграл важную роль в стимулировании развития швейной промышленности. Предприятия имеют возможность работать на патентной основе, что существенно облегчает налоговое бремя. Кроме того, патентная система помогла вывести значительное количество швейных предприятий МСБ из теневой экономики. В-третьих, кыргызстанское правительство и доноры, а именно Германское агентство по международному сотрудничеству (GIZ), Азиатский банк развития (АБР) и Международный торговый центр (МТЦ), объединили усилия по содействию швейной промышленности. Правительство и GIZ разработали Национальную стратегию для текстильной промышленности, которая была направлена на укрепление конкурентоспособности промышленности и расширение рынков сбыта продукции. АБР в рамках своего проекта по профессионально-техническому образованию и обучению разработал модульный учебный план, направленный на развитие актуальных компетенций для швейной промышленности и реализуемый в 25 профессионально-технических училищах Кыргызстана.

Специалисты МТЦ провели ряд учебных мероприятий и предоставили консультационную помощь предприятиям для перехода на конвейерно-поточную организацию производственного процесса и привлечения крупных заказов и новых клиентов. Наконец, наличие относительно больших кыргызских диаспор в Российской Федерации и Казахстане, знание рынка региона и региональных вкусов способствовало созданию эффективных сбытовых и логистических каналов. Несмотря на значительный рост швейной промышленности, существуют опасения относительно того, может ли такой рост сохраняться в среднесрочной перспективе[2].

Текстильно-швейное производство (ТШП) КР за последние два года испытывает значительный спад объема производства по сравнению с периодом 2008-2012 годами. Об этом сообщает Министерство экономики и промышленности. По их данным, удельный вес ТШП в общем объеме промышленного производства в среднем за 2013-2014 годы составил 4,1%. Объем производства продукции ТШП снизился в среднем на 17,1%, а экспорт швейной продукции на 19%. Согласно официальной статистике в 2014 году, объем производства ТШП составил 5,2 млрд. сомов с удельным весом ТШП в 3%. На пике производства в 2012 году этот показатель составлял около 9,5 млрд. сомов с удельным весом около 7%, - пояснили в ведомстве.

Также сообщается, что основные причины упадка текстильного производства - низкая рентабельность, нехватка оборотного капитала, отсутствие инвестиций, устарелый технический парк и сокращение внутренней сырьевой базы. На уровне предприятий, швейный подсектор испытывает целый ряд барьеров для роста – таких как нехватка оборотного капитала и инвестиций, дефицит квалифицированных кадров, низкая производительность, высокая себестоимость продукции, слабая управленческая подготовка руководителей. 

Вхождение Кыргызской Республики в ЕАЭС является определяющим фактором для приоритетов развития текстильной и швейной промышленности Кыргызской Республики. Цель программы развития текстильной и швейной промышленности Кыргызской Республики на период 2016-2018 годы заключается в активной реализации преимуществ членства Кыргызской Республики в рамках структур ЕАЭС, повышение рыночной конкурентоспособности предприятий ТШП (текстильно-швейное производство) через консолидацию совместных усилий государства и частного бизнеса и институциональное развитие и укрепление бренда «Сделано в Кыргызской Республике».

Многолетний труд швейников в развитии бренда «Made in KG» может разбиться в момент интеграционных экономических процессов в постсоветском регионе. Бренд «Made in KG», который самостоятельно без помощи мощной маркетинговой и финансовой поддержки смог сам себе заработать имидж, теперь стоит на грани спада. Продукция выпускается и экспортируется меньше по сравнению с другими годами. Об этом сообщает пресс-служба Министерства экономики. По данным ведомства, по итогам 2013 года объемы производства снизились на 17,4%, по итогам 2014 года на 23,6%, за первое полугодие 2015 года снижение составило до 40% от аналогичного периода прошлого года. «Темпы снижения объемов производства швейной продукции в основном связаны с экономическим кризисом в регионе, девальвацией национальных валют и тем самым, снижением покупательской способности на основных рынках Российской Федерации и Казахстана», - отмечают в Минэкономе. Вместе с тем, по итогам 9-ти месяцев снижение составило 27%.. эти показатели могут отрицательно сказаться на данной отрасли и на самом имидже швейной продукции. Это сложный и опасный момент в судьбе швейной промышленности так как наше государство экспортирует только золото и швейные изделия.

 Есть большая доля вероятности, что бренд «Made in KG» могут поглатить крупные конкуренты из России Белоруссии, Китая, Турции. Так для выживания наши компании скорее всего будет искать партнеров сильных как в финансовом плане так и в возможностях выхода на новый рынок. Такая тенденция вероятней всего, такой путь прошла молочная отрасль, где крупный молочный завод «Бишкек Сут» стал партнёром российской компании «Вимм Биль Дан» и производит продукцию под ее брендами «Веселый молочник», «Чудо». Конечно, для потребителей важно получить качественный продукт, но если мыслить в рамках государственных интересов, то наше государство может потерять бренд «Made in KG».

В качестве одного из путей решения для швейной отрасли это – объединение местных небольших швейных цехов, это путь позволит решить несколько проблем:

·                    поиск новых партнеров – заказчиков, поставщиков;

·                    увеличение заказов (пошив);

·                    решение вопросов с расширением ассортимента продукции;

·                    возможность искать заказа от известных брендов одежды (по этому пути пошел Китай, Вьетнам, Лаос, Индия);

·                    обновить швейное оборудование;

·                    найти новые ниши в пошиве одежды для разных категорий потребителей;

·                    брать дешевле сырье (ткани, фурнитуру).

Не секрет, что местные производители швейной продукции не все имеют специализированое образование и навыки, поэтому необходимо развивать эту область для повышения конкурентоспособности своего предприятия. По этой причине швейная отрасль, не смотря на мощный человеческий ресурс, может сегодня потерять свои позиции на ближнем зарубежье. Конкуренты

Давно овладевают новыми технологиями, используют электронные ресурсы, компьютерные программы, улучшают производственный процесс и условия труда, меняют политику оплаты труда, выходят из «тени». Учитывая все условия сегодняшних реалий бренд «Made in KG» восполняя все эти недочеты, может иметь только один результат – быть конъектурным и мобильным.

И, конечно же политика поддержки государства. Министерством экономики, в лице Агентства по продвижению инвестиций, были предприняты необходимые меры по привлечению инвестиций именно в отрасль текстильной промышленности. Так, на протяжении восьми месяцев велась работа по реализации проекта строительства текстильной фабрики, с общим объемом вкладываемых инвестиций в 35 млн. долл. США. Вместе с тем, в процессе реализации проекта были проблемы, связанные с административными вопросами.[3] 

В целях решения данных проблем, Минэкономики предлагает соответствующие пути решения: 

-                   разработать перечень стимулов для административных органов по предоставлению необходимой инфраструктуры для запуска и реализации инвестиционного проекта;

-                   разработать механизм по защите вновь создаваемых отечественных производств от недобросовестной конкуренции;

-                   ужесточить процедуру декларирования ввозимой текстильной продукции, в целях продвижения и развития текстильной промышленности.

 

Литература

 

1.                  Данные Министерства экономики и промышленности Кыргызской Республики за 2012 – 2015 гг. / www.mineconom.gov.kg.

2.                  Экспорто-ориентированное развитие МСБ в Кыргызстане: швейная промышленность Нурбек Жениш. Университет Центральной Азии. Доклад №26, 2014 г.

 

Поступила в редакцию 01.02.2016 г.



[1] Экспорто-ориентированное развитие МСБ в Кыргызстане: швейная промышленность Нурбек Жениш. Университет Центральной Азии. Доклад №26, 2014 г.

[2] Экспорто-ориентированное развитие МСБ в Кыргызстане: швейная промышленность Нурбек Жениш. Университет Центральной Азии. Доклад №26, 2014г.

[3] www.mineconom.gov.kg

 

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.