ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Художественные практики в жилой среде Ленинграда – Санкт-Петербурга

 

Сперанская Варвара Сергеевна,

кандидат искусствоведения, Санкт-Петербургский государственный университет.

 

В реальной практической деятельности архитекторов и градостроителей Петербурга, направленной на строительство и благоустройство новых жилых районов города, проектно-художественный подход пока еще не стал нормой. Нет сегодня и четко сформулированной программы, содержащей всестороннюю концепцию художественного формирования жилых районов города, не сложились ее структура и форма изложения[1].

Как правило, под художественной концепцией города в целом и отдельных его участков подразумевается решение комплекса или круга вопросов, включающих предпроектный анализ и проектную разработку, предлагаемую для практического воплощения.

Представляется, что основными позициями предпроектного анализа должно быть всестороннее изучение культурно-исторического контекста «места»[2] и изложение концептуальной политики по развитию сложившихся или созданию новых традиций в этой сфере, определение типологических особенностей данного участка города, его функционального назначения, осмысление социально-психологических требований с учетом эмоционально-эстетических предпочтений различных возрастных групп населения, сложение образного и содержательного представления отдельных планировочных узлов и фрагментов участка, выработка соответственной структуры видов и жанров монументального и монументально-декоративного искусства[3].

Проектная стадия предполагает анализ архитектурно-градостроительной ситуации, выявление пространственно-композиционной структуры участка, определение наиболее удачных и выгодных условий визуального восприятия произведений искусства с учетом их пространственной активности, выразительности силуэта, масштабности по отношению к человеку и окружению. Именно эта стадия предполагает выражение материала в графическом исполнении с нанесением на схемы города, участка (района, квартала) основных композиционных акцентов и размещение наиболее важных произведений монументально-декоративного искусства[4]. Кроме того, на стадии проектной разработки художественных программ жилой среды должны быть тщательно продуманы процессы органического взаимодействия всех монументально-декоративных элементов с архитектурой и окружением, включая городской дизайн, рекламное оформление, подземные пространства, сопровожденные требованиями, обеспечивающими высокий уровень ландшафтного искусства, озеленения и благоустройства.

Заключительная стадия разработки художественной программы должна содержать идеи и предложения по координации конкретных творческих усилий, заключающиеся в предпочтении того или иного состава художников, дизайнеров, специалистов по ландшафтному озеленению. Это позволит заранее предусмотреть индивидуальные характерные особенности творческого почерка художников, соотнесенные с поставленными эстетическими задачами. Для исследования последних предполагается анализ взаимодействия двух систем — «человек — художественная среда» и «изобразительное искусство — архитектура»[5].

Выявление устойчивых связей элементов рассматриваемых систем и их закономерностей, а также основ их целостности может явиться этапом на пути к разработке художественных программ жилой среды, отражающих потребности отдельного человека и общества в целом[6].

Композиционно-планировочную структуру современных жилых комплексов формируют различные типы среды: жилые группы с придомовыми участками, внутриквартальная сеть транзитной и пешеходно-прогулочной системы, рекреационные зоны с площадками для игр детей и отдыха взрослых, территории, организованные различными учреждениями общественного назначения, среди них: просвещения, торговли, питания, а также культурно-зрелищные и спортивные сооружения. Далеко не полностью перечисленная структура различных по содержанию и функциям типов среды предъявляет особые требования к рассмотрению произведений искусства, призванных участвовать в решении проблем художественного формирования новой жилой застройки, в соответствии со своей образной и функциональной спецификой, тематической направленностью. При этом выявляются особые качества каждого конкретного вида искусства, его место в общей линии развития искусства в городе, учитываются не только эстетические, духовные и эмоциональные стороны, но, как основные — содержательные, социально-психологические.

Исходя из комплексного подхода к созданию целостной среды города, можно условно подразделить все средства, слагающие ее художественный облик, на образные и функционально-эстетические. К первым в иерархии художественных средств можно отнести произведения монументального и декоративного искусства, соотношение с окружением которых определяется мерой духовного и эмоционально-художественного доминирования в архитектурно-пространственной среде как города в целом, так и его новых жилых районов. На основе, разветвленной по своей структуре области монументального и декоративного искусства, развиваются различные виды и жанры городской скульптуры и живописи[7].

Скульптура многообразна как никакой другой вид изобразительного искусства, участвующий в художественной организации городской среды. Выполняя пластические, пространственные функции, заложенные в ней видовой спецификой, она также несет в себе социальные и культурные аспекты.

Большое значение в городе имеет монументальная живопись. Ее эстетическая роль в решении проблем художественного формирования среды, обусловленная выражением глубоких образно-содержательных задач, может усилиться благодаря богатым жанровым возможностям, заложенным в ней, которые проявляются в витраже, мозаике, стенной росписи, панно. До сих пор в Петербурге существует некоторое опасение, связанное с возможностью участия живописи в организации художественной среды города. Объясняется это, во-первых, историческими предпосылками малого распространения монументальной живописи, во-вторых, особенностями климата, не способствующего длительной сохранности росписей. Эти доводы малоубедительны.

Ограничение функционирования системы средств изобразительного искусства в городе только отдельными ее видами значительно обедняет художественные качества городской среды и тормозит решение проблем синтеза архитектуры и искусства. Что касается влияния погодных условий на развитие стенной живописи, то здесь, видимо, следует определить ведущие ее жанры, отвечающие специфике климата, такие как мозаика, керамические панно, витраж и другие, которые непреложно войдут в контакт с повседневностью городской среды, насытят ее новыми формами и новым художественным содержанием.

Как произведения монументального, так и декоративного искусства, находясь в реальной жизненной и архитектурной среде, неизбежно включаются в сложную предметно-пространственную структуру города с ее системой визуальных коммуникаций, светового оборудования, малых форм архитектурно-художественного благоустройства. Исходя из этого, в классификацию художественных средств, участвующих в организации городской среды, неотъемлемыми компонентами вводятся функционально-эстетические средства, выраженные различными видами и жанрами городского дизайна и дизайнерского оборудования. Единство функциональных и художественных задач, положенных в основу пластических характеристик разнообразных объектов дизайна, позволяет им, наряду с образными средствами, полноценно участвовать в решении проблем художественной организации среды.

Таким образом, рассмотрев традиционные и новые жанрово-видовые особенности функционирования искусства в городе, в дальнейшем необходимо проследить закономерности системы, обозначенной в начале статьи — «изобразительное искусство — архитектура», «человек — художественная среда». Последовательное решение этих задач способствует разработке различных типов городской среды новых жилых районов, установлению в ней иерархии художественных средств, а также расширению и умножению жанров городского искусства.

Среди наиболее распространенных традиционных приемов пространственного включения произведений скульптуры в различные типы городских образований можно выделить следующие: постановка памятников-монументов на площадях, раскрытых на магистраль или акваторию; использование монументально-декоративной скульптуры в архитектурно - художественном решении жилых и общественных зданий, скверов, парков, мостов, набережных, спусков к акваториям. Кроме того — обогащение ландшафтных ансамблей города произведениями садово-парковой скульптуры, включение различных жанровых форм городской скульптуры в пространство внутренних дворов и курдонеров усадебных и городских жилых построек, широкое распространение изделий из чугунного литья для оформления ограждений, мостов, скверов, садов, парадных дворов, арок жилых домов.

В каждый, отдельно взятый исторический период, тот или иной жанр городской скульптуры, входящий в общую систему архитектурно-пластических средств Петербурга, выступает как доминирующий, лидирующий. Из традиционных приемов включения произведений скульптуры в современную городскую среду наиболее распространена постановка памятников-монументов на площадях, магистралях города, в местах пересечения улиц, в лесопарковой зоне вокруг Санкт-Петербурга, в развязках крупных транспортных узлов.

Превалирующую роль в пластическом рисунке города "играют" мемориалы. Чрезвычайно редки приемы взаимодействия декоративной скульптуры с композицией общественных зданий, малочисленны современные примеры включения в городские пространства монументально-декоративные пластики малых форм. Утрачены традиции постановки в Петербурге многофигурного типа памятника. Не применяются средства объемной и плоскостной скульптурной пластики, оформляющие набережные, мосты, спуски к воде, отсутствует практика декоративно-художественного решения фонтанов и других функционально-эстетических элементов, способствующих усилению средовой целостности городской структуры. Бедна палитра пластических решений, адекватных современным движениям в архитектуре и культуре в целом. Преданы забвению такие грани содержательно-тематической специфики скульптуры как аллегория, метафора, мифология — уместные в сценографии средового контекста уютных, приближенных к человеку городских пространств: скверах, садах, дворах, придомовых территориях новой жилой застройки.

Ныне, в начале нового столетия идея целостности, гармонического осмысления мира в философии, науке и религии активно сопоставляется с человеком, в архитектуре ее необходимо соотнести со средовой этикой.

 

Литература

 

1.                   Азизян И.А. Вопросы взаимодействия искусств: композиционно-методологический аспект проблемы // Советское искусствознание, 74. — Москва: Советский художник, 1975. — С. 284—296.

2.                   Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / пер. с англ. — Москва: Прогресс, 1974. — 392 с.

3.                   Асс Е.В. Средовая типология и городской дизайн // Труды ВНИИТЭ. Техническая эстетика. — Вып. 44. — Москва: ВНИИТЭ, 1984. — С. 69—84.

4.                   Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. — Санкт-Петербург: Академия системного мышления В. К. Толкачева, 1974. — 320 с.

5.                   Глазычев В.Л. Социально-экологическая интерпретация городской среды. — Москва: Наука, 1984. — 96 с.

6.                   Иконников А.В. Городская среда — утопия и реальность // Декоративное искусство СССР. —1976. — № 11. — С. 5—16.

7.                   Каган М.С. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. — Ч. I—III. — Ленинград: Искусство, 1972.

8.                   Котломанов А.О. Паблик-арт: страницы истории. Современное русское искусство в общественном пространстве. Часть I. Монументальная скульптура. — Вестник СПБГУ, серия 15. Искусствоведение. — Вып. 4. — 2015. — С. 55—65.

9.                   Лотман Ю.М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города // Семиотика города и городской культуры. Петербург. — № 18. — Тарту: ТГУ, 1984. — 30 с.

10.               Мустафаева О.А., Сперанская В.С. Проектирование эстетического потенциала городской среды // Проектирование и инженерные изыскания. — 1984. — № 5. — С. 20—22.

11.               Сперанская В.С. Скульптура в современной городской среде: роль, место, форма. (К проблеме совершенствования архитектурно-художественного облика новых жилых районов Ленинграда — Санкт-Петербурга): автореф. дисс. канд. иск. — Ленинград, 1993. — 23 с.

12.               L'art et la ville — art dans la vie: L'espace vu par les artistes en France et à l'étranger depuis 10 ans // La Documentasion Francaise. — Paris, 1978. — 108 p.

13.               Ailland E. Des villes pour changer la vie // Oeuvre. — 1973. — № 3.

14.               Des artistes. Un quartier. La Défense. EPAD. — Paris, 1986. — 79 p.

 

Поступила в редакцию 19.04.2016 г.



[1] Попытки создания такого рода программ и предпринимались в Ленинграде в 1970-е — начале 1980-х годов в проектных институтах ЛенНИИпроект и ЛенЗНИИЭП.

[2] См.: Лотман Ю.М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города // Семиотика города и городской культуры. Петербург. — № 18. — Тарту, 1984.

[3] См.: Глазычев В.Л. Социально-экологическая интерпретация городской среды. — М., 1984.

[4] Мустафаева О.А., Сперанская В.С. Проектирование эстетического потенциала городской среды // Проектирование и инженерные изыскания. — 1984. — № 5. — С. 20—22.

[5] Более подробно см.: Сперанская В.С. Скульптура в современной городской среде: роль, место, форма. (К проблеме совершенствования архитектурно-художественного облика новых жилых районов Ленинграда — Санкт-Петербурга) : автореф. дисс. канд. иск. — Л., 1993.

[6] См.: Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. — СПб., 2007. — С. 153.

[7] См.: Каган М.С. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. — Ч. I—III. — Л., 1972.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.