Роль сказок в жизни детей
Ниязова Дилбар Холтемировна,
преподаватель кафедры методики дошкольного и начального образования Каршинского государственного университета, Узбекистан.
Сказка – это один из эпических жанров устного народного творчества. Сказки понятны всем из-за своей простоты и не сложности в понимании. Особенно не детей, которых не заинтересовал бы удивительный, прекрасный и волшебный «Мир сказок». Сказки привлекают детей своим могуществом, важно отметить формирование у детей таких качеств как честность, доброта и совесть. Изначально малыши слышат сказки у мам, дедушек и бабушек. С поступлением в детский сад, слушают сказки у воспитателей.
В связи с большим различием прочитанных сказок по смыслу, идеи, сюжету, композиции, конфликтам, необходимо учитывать возрастные и психологические особенности, интересы детей. К примеру, свойства сказок, которые рассказываются категориям детей младшего дошкольного возраста, должны соответствовать данной возрастной категории, краткие по объёму односюжетные, простые в понимании.
В старших группах рассказываются сказки с более объёмным сюжетом, с разными персонажами и отношение между ними более серьёзные. Поэтому сказки типа «Волк и коза», «Хвастливый заяц», «Прожорливая собака», «Две козы», «Глупый осёл», «Слон и петух», «Муравей» рекомендуется для чтения детям в младших группах.
«Жадная собака» - это сюжетная, одноперсонажная, простая сказка. Смысловое содержание раскрыто на образе жадной, скупой собаки Естественно дети не просто с интересом слушают событие происходящие в сказке, но еще оценивают действие персонажа на «хорошо» или «плохо».
Многие народные сказки заканчиваются добром. Но сюжет сказки «Жадная собака» не развязывается таким образом. Собака, увидев своё отражение в воде, пытается отобрать у неё кость и бросается в воду. Она выходит из воды «без костя и вся промокшая». Дети радуются тому, как жадная собака таким образом наказывает сама себя. У детей проявляется отвращение к таким неблагопристойным привычкам как жадность и скупость. В этом и заключается идейно-воспитательное значение сказки.
Одна из интересующих и близких тем для детей – это мир животных и растений. Одним из основных свойств сказок в вовлечение детей в этот замечательный и волшебный мир является диагностирование (одушевление в человекоподобной форме живых и неживых предметов).
В ответственность сказок, где используется метод одушевления, одновременно с воспитательной задачей, возлагаются задачи, расширяющие художественный кругозор у детей. В некоторых из таких сказок по сюжету таинственные события опираются на конкретные факторы, поэтому целесообразно давать детям элементарные научные сведения. На пример, в сказке «муравей», законы природы показаны на основе интересного сюжета. В сказке лед, солнце, облако, дождь, земля, трава, скот, волк, мышь и муравей разговаривают как люди. В процессе беседы слушатели-дети в первую очередь разузнают непосредственную связь между явлениями природы: солнце растворяет лед, облака закрывают поверхность солнца, из туч идёт дождь, дождь впитывается в землю, из земли вырастет трава и т.д.
Одним из особых свойств сказок, где использованы методы диагностирования, является разработка персонажа с его индивидуальными качествами.
Эти свойства присущие персонажам сказок демонстрируется в характере некоторых детей. Осужденное упрямство в сказке «Две козы», разоблачение зазнайство в сказке «Три лисы», показ вреда хвастливости в сказке «Хвастливый заяц», вспыльчивость, которая приводит к негативным последствиям в сказка «Жадная собака» доказывает правоту наших мнений.
Отрицательные качества, встречающиеся в характере детей, в перечисленных сказках раскрыты с помощью образа разных животных, в интересных эпизодах. Например, сказка «Два козла» начинается с обычной осведомительной фразы: «Жили-были два упрямых козла». Это информация привлекает внимание детей к себе. Детям уже интересно то, что в сказке участвует персонаж-козёл. К тому же их два и оба они упрямы. Слушать про события происходящие в сказке, безусловно бывает очень интересно.
В сказке нет ни одной лишней фразы. Полоса происшествий прочно связаны друг к другу, сюжет развивается быстро. Два козла встречаются на единственном- деревянном мосту над речкой. Выбранное место очень кстати, потому что в этом деревянном мосту есть возможность во всю показать детям упрямство в характере персонажей. «Один из них должен дать дорогу другому. « Между ними начинается резкое столкновение. Персонажи сказки не хотят уступать дорогу друг другу. События доходят до своей кульминационной точки. «Козлы рассердились и бодаются. Упрямства до довело их до такой степени , что в последствие оба отходят «на три шага назад «и бегут на встречу друг другу. Два козла упали в речку как круглые подушки. Конфликт сказки решается вот таким образом. Персонажи получают своё по заслугам. Конечно по большому счёту это не очень жесткое наказание. Но в нервном напряжении, в состояний дерущихся персонажей-козлов , по мнению детей нет лучшего наказания. Идейно-художественная ценность сказки заключается в том, что в сознание детей доводятся мысли о том, что упрямства некогда до добра не доводят.
В заключение можно сказать, что пропаганда общечеловеческих идей, ценностей в сознание детей является основной задачей сказок. Художественное и воспитательное значение детских сказок положительно отражается в нравственном и духовном сознании каждого ребёнка.
Литература
1. Бардаханова С.С. Бурятские сказки о животних. Автореф. дисс… канд. филол. наук. – Л., 1972.
2. Саримсоқов Б.И. Эпик жанрлар диффузияси // Ўзбек халқ ижоди буйича тадқиқотлар. – Т.: Фан. 1981. – Б. 160.
3. Узбекские народные сказки. В двух томах. 1-том. – Ташкент: Уздавнашр, 1960 г.
Поступила в редакцию 16.06.2016 г.