Формирование организаторских способностей молодёжи Республики Узбекистан
Сохибов Акрам Рустамович,
доцент кафедры педагогики Каршинского государственного университета, Узбекистан.
На современном этапе развития общества особое значение приобретает эффективное кадровое сопровождение проводимых в Узбекистане реформ. Как отмечает Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов: «Важнейшим направлением нашей деятельности и впредь останется вопрос подготовки кадров нового поколения, способных решать сложнейшие задачи, связанные с модернизацией страны и строительством современного общества»[1]. Становится очевидным, что разработка новых моделей подготовки, повышения квалификации и переподготовки управленческих кадров образования должна стать предметом специального исследования. Этому способствует тот факт, что отдельные аспекты проблемы достаточно активно изучаются.
В настоящее время задача состоит в выработке условий, мер и механизмов достижения поставленной цели, формировании нового общественного сознания. Именно этому служат идеи национальной независимости. Поэтому сегодня так остро стоит вопрос о создании ее методолого-теоретических и особенно организационно-практических основ.
В этом плане Национальная модель и программа по подготовке кадров рассматриваются как неотъемлемая часть идеи национальной независимости, важный фактор и механизм ее реализации.
Педагогам (наставникам, воспитателям, родителям) следует быть наиболее чуткими к изменениям в ценностных ориентациях общества и в то же время наиболее мудрыми и ответственными в их выборе во взаимодействии с детьми.
Педагог в современных условиях – не тот, кто учит, а тот, кто понимает и чувствует, как ребенок учится и развивается. Сегодня эта идея личностно-ориентированной педагогики получает свое дальнейшее развитие: педагог – не тот, кто учит ребенка жить, транслируя нравственные нормы (поучает), а тот, кто чувствует жизнь ребенка, как свою, и тактично помогает его внутреннему, духовно-нравственному, общекультурному росту, и кто растет сам, развивая окружение детей, способствуя укреплению сообщества детей и взрослых.
Поэтому настоящим педагогом сегодня становится человек не просто знающий, а человек, способный к культурному саморазвитию и творческому сотрудничеству с детьми и взрослыми.
Новой открытой системе непрерывного образования должно соответствовать и новое сообщество людей, открытое к инновациям и демократическому развитию, строящее свои взаимоотношения на принципах терпимости и взаимоуважения.
Многообразие жизни общества, различия в теоретико-методических подходах к реализации идеи национальной независимости способствуют становлению разнообразия практики, которая, опираясь на национальные и общечеловеческие ценности, выстраивает в каждой из частей широкого духовно-культурного пространства новые идеи и принципы.
Важной задачей ученых, педагогов, психологов, социологов, просветительных работников является выработка мер и механизмов формирования в сознании детей и учащейся молодежи идеи национальной независимости.
Одним из главных приоритетов Национальной программы в рамках реализации идеи национальной независимости является воспитание новой формации граждан республики, формирование «духовно богатой и нравственно цельной, гармонично развитой личности, обладающей независимым мировоззрением и самостоятельным мышлением, опирающейся на бесценное наследие наших предков и общечеловеческие ценности»[2].
Идея совершенной, всесторонне развитой личности выражает постоянное стремление человека к овладению сокровищами как национальной, так и общечеловеческой мировой культуры, к духовно-нравственному и физическому совершенству. Эта идея вдохновляет на непрерывное развитие духовности и просветительства. Нет будущего у народов и наций, не нацеленных на свое совершенствование, не заботящихся о подрастающем поколении.
Идея совершенной личности испокон веков была заветной мечтой нашего народа, органичной частью его духовности. Впитав философию Ислама, она значительно расширила свое содержание в произведениях великих мыслителей Востока: Абу Наср-аль-Фараби, Абу Рейхан Беруни, Абу Али Ибн Сина, Юсуф Хос-Хожиб, Ахмад Югнаки, Джалалиддин Давани, Алишер Навои и мн.др., которые внесли неоценимый вклад в сокровищницу мировой науки, культуры, просвещения.
Абу Наср-аль-Фараби (873-950 гг.) в центр своих социальных, общественно-политических учений ставит всестороннее совершенствование человечества и человека. Большое значение в формировании личности он придавал воспитанию, особенно духовному и нравственному.
Абу Райхон Беруни (973-1050 гг.) в своих произведениях подчеркивал, что обучение должно быть последовательным и наглядным, проводиться целенаправленно и по определенной системе. Почти во всех своих произведениях Беруни подчеркивает, что только истинный труд формирует высокие человеческие качества, а личность молодого человека формируется в процессе воспитания.
Творчески подходил к вопросам педагогики Ибн Сина (980-1037 гг.). Многие мысли ученого о воспитании и обучении детей поражают глубиной, гуманностью и правильной трактовкой сложной проблемы воспитания.
В своих трудах Ибн Сина рассматривает вопросы разностороннего развития людей (единство умственного, нравственного и физического воспитания), при этом он отмечал, что человек с низкой нравственностью может принести только вред. Целью нравственного воспитания он считал подготовку такого человека, который должен жить не только для себя, но и для других.
Юсуф Хос-Хожиб (ок. 1021 г.) как и многие другие ученые средневековья, внес значительный вклад в развитие культуры народов мусульманского Востока. В его произведении «Благодатное знание» отражены не только общественно-политические и этические, но и педагогические проблемы. Данное произведение является своеобразным кодексом моральных правил и норм поведения в обществе.
Одним из первых дидактических произведений Востока, рассматривающих проблемы нравственного воспитания человека, является поэма Ахмада Югнаки (XII в.) «Дары праведных». Главным в процессе воспитания поэт считал нравственные качества человека.
Труд энциклопедически разностороннего ученого Джалалиддина Давани (1452-1502 гг.) «Этика Жалом», сыграл большую роль в формировании педагогических и этических воззрений многих прогрессивных мыслителей Средней Азии – Юсуфа Карабаги, Абу Тахира Самарканди, Абдуллы Авлоний и мн.др. В этом фундаментальном труде Давани высказывает ценные мысли о воспитании подрастающего поколения, необходимости приобретения положительных качеств в ходе воспитания и обучения. В формировании нравственности человека им особое внимание отводилось среде, коллективу, окружающим людям, семье.
Особое место в сердцах людей Узбекистана принадлежит Алишеру Навои, чьи талантливые произведения уже более пятисот лет волнуют умы и сердца многих поколений. Алишер Навои отмечал, что смысл человеческой жизни состоит в служении идеалам добра и справедливости, любви и дружбы, правды и красоты.
В поэтических произведениях Навои широко представлены вопросы воспитания и обучения.
В своих произведениях Алишер Навои призывал прививать молодому поколению любовь к Родине, уважение к человеку – самому высокому и ценному дару Вселенной. Значительное место в своих творениях Навои отводил вопросам нравственного и трудового воспитания.
В трудах мыслителей Востока красной нитью проходит мысль о необходимости нравственного воспитания подрастающего поколения. Понимая всю сложность и трудность воспитания детей, они стремились определить содержание воспитания и обучения, дать обоснование методам нравственного воспитания, которое в первую очередь должно осуществляться в семье. Воспитание – есть основная обязанность родителей.
Важнейшими показателями, характеризующими эффективность социализации – полноценного включения человека в общественные процессы – являются социальная активность и мобильность.
Под социальной активностью нами подразумевается осознанное участие личности в общественных процессах, наличие возможности влияния на их ход. В условиях тоталитарной системы человек не мог влиять на социальные процессы, проявлять социальную активность, направленную на изменение общества. Это приводило к тому, что процесс определения человеком своего места в обществе зачастую не был связан с его реальными желаниями и интеллектуальными способностями. Следовательно, социальная роль личности не была адекватна ее стремлениям, возможностям и изменениям общественных процессов.
Государство, со складывающимися в нем общественными отношениями, успешно развивается при условии, если все его граждане следуют принятым конституционным ценностям, нормам поведения, обусловленными конкретными природными, экономическими, социально-историческими, национальными, духовно-культурными условиями.
В ходе реализации Национальной программы разрабатываются и внедряются эффективные, организационные и педагогические формы и средства духовно-нравственного воспитания молодежи, основанные на национальных культурно-исторических традициях, обычаях народа и общечеловеческих ценностях. Обеспечивается приоритет воспитания и разностороннего развития личности, который реализуется также через поддержку одаренных детей и талантливой молодежи. В частности, разрабатывается методология, формируются психолого-педагогические и организационные условия выявления и обучения одаренной молодежи, республиканский банк данных и мониторинг одаренных детей и талантливой молодежи.
Расширяющийся международный обмен информацией и обучающимися дает возможность готовить кадры, осуществлять обучение в ведущих научных и образовательных учреждениях мира. Свидетельством тому служит деятельность государственных органов, общественных организаций, фондов «Умид», «Устоз» и др. по обучению, переподготовке и повышению квалификации одаренных детей и талантливой молодежи за рубежом.
Таким образом, новая организация и содержание непрерывного образования, заложенного в основу Национальной программы, создают необходимые условия для формирования человека как личности, действующей сознательно, целенаправленно и с учетом социального опыта, национально-культурных традиций и современных реалий.
Литература
1. Национальная программа по подготовке кадров. / В кн.: Гармонично развитое поколение - основа прогресса Узбекистана. - Т.: Шарк, 1997. - С. 31-63.
2. Каримов И.А.По пути модернизации страны и устойчивого развития экономики / Ислам Абдуганиевич Каримов. – Т.16. – Т.: Узбекистан, 2008. – 280 с. С. 92.
3. Захидов В.Ю. Три титана (Фараби, Бируни, Ибн Сина). - Т.: Фан, 1973.
4. Узбекистон педагогикаси антологияси: Икки томлик (Тузувчи – муаллифлар К.Хошимов, С.Очил) - Т.: Укитувчи, 1995 (2 том. - Т., 1999).
Поступила в редакцию 31.08.2016 г.
[1] Каримов И.А.По пути модернизации страны и устойчивого развития экономики / Ислам Абдуганиевич Каримов. – Т.16. – Т.: Узбекистан, 2008. – 280 с. С. 92.
[2] Каримов И. Наша высшая цель – независимость и процветание Родины, свобода и благополучие народа. – Ташкент: Ўзбекистон, 2000. – С.94.