ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Уровень субъективного контроля личности и влияние групповых ценностей на его формирование

 

Михайлишин Ульяна Богдановна,

кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой психологи Ужгородского национального университета.

 

В рамках теоретико-методологического анализа категории «групповые ценности» представляется актуальным изучение уровня субъективного контроля членов группы и его взаимозависимость с функциями групповых норм, мотивами их соблюдения.

Теоретической предпосылкой такого анализа выступила теория социального научения Дж. Роттера [5]. В центре данной концепции лежит мысль о научении личности формам поведения в процессе социального взаимодействия. Основным конструктом теории является локус контроля – свойство личности, предусматривающее ее склонность приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам или собственным способностям и усилиям. Уровень субъективного контроля в социальной психологии является тем свойством личности, которое формируется в процессе социализации. При экстернальном локусе контроля это склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам и, наоборот, их приписывание собственным силам и усилиям при интернальном локусе контроля.

Локус контроля формируется в процессе социализации студентов, одним из механизмов которого как раз и выступают групповые ценности [1; 3]. Соответственно, считаем целесообразным рассмотреть, насколько названные дефиниции соотносятся. Напомним, что социализацию, с точки зрения социально-психологического подхода, трактуют как формирование социального опыта индивида, которое осуществляется в процессе его взаимодействия со своим ближайшим окружением и средой. Такой микросредой в период получения высшего образования выступает студенческая группа [2; 4].

Изучение уровня субъективного контроля личности и влияния групповых ценностей на его формирование проводилось на базе высших учебных заведений Центрального, Западного и Восточного регионов Украины. Выборку составили студенты психологического, философского, технического, экономического и юридического направлений профессиональной подготовки (всего 894 студента (47% девушек и 63% юношей) 1-5 курсов, в возрасте от 17 до 22 лет.

Проведенное исследование показало, что у респондентов преобладает экстернальный локус контроля, преимущественно по всем шкалам опросника уровня субъективного контроля личности. Так, показатели по шкале общая интернальность (далее Ио) оказались ниже нормы, как у девушек, так и у юношей (норма 5,5 стенов). Низкий показатель по этой шкале соответствует низкому уровню субъективного контроля, указывающему на то, что испытуемые не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями жизни, не считают, что могут контролировать эту связь и убеждены, что большинство событий и поступков являются результатом случая или действий других людей.

Показатели по шкале интернальности в области достижений (Ид) также выявились низкими и свидетельствует о том, что свои успехи, достижения респонденты приписывают внешним обстоятельствам – везению, счастливой судьбе или помощи других людей, стечению обстоятельств, хорошему настроению преподавателя и т. п. При этом уровень субъективного контроля по названной шкале практически не имеет гендерных различий.

Данные по шкале интернальности в области неудач (Ин) в целом указывает на низкий уровень субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям, ситуациям, с которым сталкиваются наши испытуемые. По характеристикам данной шкалы они могут приписывать ответственность другим людям, или считать такие события результатом невезения.

Анализ полученных данных по гендерному признаку показал, что высокие показатели интернальности в семейных отношениях (Ис) встречаются преимущественно у девушек. У них наблюдается интернальный локус контроля в этой области, они готовы нести ответственность за происходящее в семье, и не указывают своего партнера как причину происходящих недоразумений, конфликтов, которые возникают в семье.

Шкала интернальности в области производственных отношений (Ип), имеет низкие показатели. Студенты не считают, что их собственные действия, поступки, активность являются важными факторами организации собственной учебной деятельности. Они убеждены, что от них не зависит, как будут складываться отношения в группе, их рейтинг успешности. Низкие показатели Ип указывают, что респонденты приписывают большое значение внешним обстоятельствам – ректорату, деканату, активу группы, однокурсникам, везению-невезению, протекции со стороны родителей старшекурсников. Причем, у большинства юношей ниже уровень субъективного контроля по данной шкале, что можно проинтерпретировать как недопонимание ими значения своих действий, активности, инициативности, не желание признавать, что от них зависит, как будут складываться отношения в группе, каких успехов и рейтинга они достигнут в учебной деятельности.

Высокий интернальный локус контроля в сфере межличностных отношений (Им) наблюдается преимущественно у девушек. Они убеждены, что могут сами контролировать свои формальные и неформальные контакты, вызывать к себе уважение и симпатию. Тогда, как у юношей низкие показатели по шкале Им свидетельствуют о том, что они не могут активно формировать свой круг общения и не считают свои межличностные отношения результатом активности партнеров.

Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (Из) имеет более высокие показатели у юношей. Эта шкала указывает на то, что человек считает себя ответственным за свое здоровье, болезни, обвиняет только себя и уверен, что выздоровление во многом зависит от его действий. У девушек низкий уровень субъективного контроля по данной шкале указывает на то, что они считают здоровье и болезнь результатом случая и надеются, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей.

В результате исследования мы обнаружили взаимообусловленность и взаимосвязь между переменными, которые содержались в методике исследования нормативного влияния в группах и шкалами субъективного контроля личности. Одна из функций, которую выделили испытуемые, заключается в том, что ценности делают всех членов группы похожими (47,9% опрошенных указали на эту функцию). Указанная функция групповых ценностей имеет обратно-корреляционную связь с их общей интернальностью и составляет -0,46 при Rx,y =0,3843. Это означает, что при усилении первой переменной, вторая переменная уменьшается. Очевидно, что групповая однородность, сходство, шаблонность, стандартность, трафаретность, банальность поведения создают благоприятные условия для формирования экстернального уровня субъективного контроля студентов. Также выделена корреляционная связь указанной функции со шкалой интернальности в области достижений. Коэффициент корреляции составляет 0,54. Установлено, что экстернальность студентов и одна из функций ценностей (групповые ценности порождают конфликты) имеют зависимость, где корреляция составляет 0,51).

Шаблонность и единообразие поведения большинства членов группы, презентуют нормы, объединенные с низкой интернальностью в сфере производственных отношений. Коэффициент 0,41 может свидетельствовать, что эти две переменные являются зависимы друг от друга. Констатировано, что одна из функций групповых ценностей, а именно «определение правил поведения и взаимоотношений с социальным окружением с другими группами и ее членами», соотносится со шкалой интернальности в области производственных отношений и имеет обратно пропорциональную зависимость (-0,52). Подчеркнем, что самые низкие показатели выявлены именно по названной шкале. Приспособленческая позиция, нежелание и не умение проявлять инициативу, социальная лень, нежелание активизировать свои ресурсы, мобилизовать потенциал – все это подкрепляется групповыми ценностями и формирует экстернальный локус контроля студентов. Такая экстернальность студенческих групп является довольно распространенным явлением на современном этапе. Обращает на себя внимание тот факт, что доминирование в группах субъект-объектных взаимоотношений, стабильности, основанной на поучениях, шаблонности могут привести группу к состоянию застоя, препятствовать ее развитию.

Поскольку выбор методик был направлен на определение различных переменных, которые могут повлиять, определить, подкрепить групповые ценности, их развитие, а также развитие каждого члена группы, обратим внимание на одну из них. Например, для определения самооценки психологических состояний наших респондентов, мы использовали методику Г. Айзенка. Заметим, что выявлены значительные обратно-пропорциональные зависимости. В частности, шкала общей интернальности – тревожность (-0,53) шкала общей интернальности – фрустрация (-0,62) шкала интернальности в области достижений – тревожность (-0,41), шкала интернальности в области достижений – фрустрация (-0,54) шкала интернальности в области неудач – тревожность (-0,49) интернальности в семейных отношениях – тревожность (-0,56).

Заметим, что при изучении «экстернальности – интернальности» личности следует рассматривать как социальные характеристики переменных, так и психологические, поскольку каждая из характеристик имеет как положительные, так и отрицательные признаки. Социальные характеристики экстерналов описаны как такие, которые помогают эффективно взаимодействовать с другими членами группы, быстро устанавливать и поддерживать социальные контакты, но при этом объяснять свои неудачи внешними факторами. Интерналам нелегко наладить общение, отношения, но они понимают, что их успех зависит от них. Очевидно, что смещение данных переменных в одну или другую сторону может быть не совсем полезным, целесообразным. Об этом свидетельствует и высокий уровень тревожности наших респондентов, у которых доминирует только экстернальность.

Низкие показатели по шкале «интернальность в области производственных взаимоотношений» и их корреляционные связи с функциями, которые выполняют групповые ценности, подчеркивают, что большинство респондентов не хочет нести ответственность за свои успехи в учебной деятельности; студенты надеются на внешние факторы: помощь родителей, информацию о «требованиях» преподавателей от старшекурсников, ценные связи с «нужными» людьми и т. д. Групповые ценности способствуют, протекционируют и подкрепляют указанные тенденции либо противостоят им.

 

Литература

 

1.                  Межличностное восприятие в группе [Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова]. – М.: МГУ,1981. – 294с.

2.                  Мудрик А.В. Социализация человека / А. Мудрик. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 304 с.

3.                  Ойстер К. Социальная психология групп / Керол Ойстер [пер. с англ. О. Исакова, А. Татлыбаева, А. Туник; под ред. А. Бродоцкая]. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 224с.

4.                  Хьелл Л. Теории личности / Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер [пер. с англ. С. Меленевская, Д. Викторова]. – СПб.: Питер, 1999. – 608 с.

5.                  Rоtter J.B. The psychological situation in Social learning theory / J. B. Rotter // Toward a psychology of situations: An interactional perspective. Hillsolade / D. Magnusson (еd.). – NJ.: Lawrence Erlbaum, 1981. – 412 р.

 

Поступила в редакцию 09.03.2016 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.