ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Конституционное правосознание как условие формирования конституционной законности

 

Калманова Альбина Сослановна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры государственного права,

Кокоева Алёна Вадимовна,

магистрант юридического факультета.

Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова.

 

Статья посвящена анализу проблем формирования конституционного правосознания в современном российском обществе. Конституционное правосознание определяется как высшая форма правосознания и правовой культуры, которая формируется через знание и понимание конституционных норм, конституционных прав, свобод и обязанностей, а также соблюдение их в повседневной жизни. Главная идея статьи заключается в том, что лишь при условии достаточного уровня развития конституционного правосознания возможно формирование режима конституционной законности.

Ключевые слова: законность, уважение прав и свобод, правосознание, правовая культура, конституционные обязанности.

 

Всеобщая декларация прав человека в качестве основной задачи, всех народов и государств провозглашает необходимость того, «чтобы каждый человек и каждый орган общества, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств-членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией» [1].

Разумеется, эта Декларация и другие основополагающие документы международного права, несущие нагрузку наднационального характера, должны находить своё отражение в национальном праве каждого современного государства. В Российской Федерации, в достаточной мере они выражены в Конституции 1993 года. В частности, ст. 15 п. 4 Конституции России указывает, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы», глава 2 Конституции полностью посвящается правам и свободам человека. Следуя логике, Основной Закон государства также можно рассматривать в качестве составной части международного права, который регулирует жизнедеятельность народа, его принявшего. Кроме того, это своеобразный «договор, в котором отражается результат борьбы основных социально-политических сил общества… по вопросам государственного устройства, прав и свобод человека и гражданина, организации и функционирования органов государственной и местной власти, реформирования экономики, распределения собственности и т. д.»[3,c.55]. При этом заложенные в Конституции положения носят для всех субъектов права юридически обязательный характер.

Поскольку на Конституции основана вся законодательная база государства, она основа общественных, экономических и политико-правовых отношений, то желание жить по ней должно стать естественной потребностью каждого гражданина. Другими словами, осознанный, сознательный характер любых действий человека в обществе должны гармонизировать его отношения с окружающим миром. При этом носителем такого правосознания может быть человек с активной гражданской позицией, который уважает чужие права и свободы (а не только свои) и несет определенные обязательства как часть социума. Но формирование такого гражданского правосознания может происходить только с учетом баланса интересов личности, общества и государства. В таком случае, мы уже имеем дело не просто с правосознанием отдельного индивида, а с конституционным правосознанием, которое накладывает на личность равноценные конституционные обязанности (наряду с его правами и свободами), соблюдение которых говорит об уровне, царящей в обществе правовой культуры. Поэтому, если права и свободы человека, провозглашенные Конституцией России, Всеобщей Декларацией прав человека (10 декабря 1948 г.), Международным пактом о гражданских и политических правах (1966 г.), Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), признаны высшей ценностью в государстве, то конституционные обязанности гражданина и их выполнение должны быть отнесены к такому же уровню. Только в таком случае, мы можем оценивать уровень конституционного правосознания и правовой культуры граждан, как необходимых и обязательных условий соблюдения конституционной законности, нарушение которой зачастую происходит, как при игнорировании прав и свобод личности в коллективе, в обществе и государстве, так и при противопоставлении интересов сторон. На наш взгляд, к социальным и правовым конфликтам приводят не учёт прав и свобод граждан и их, общественных и конституционных обязанностей и гражданских обязательств. Подобный феномен, как не странно, характерен для так называемых продвинутых западных демократий, где за, скажем, правами человека, свободой слова и др. порой затираются и извращаются многие общезначимые ценностные, семейные и нравственно-этические ориентиры, ничего не имеющие общего с разумным, по божьим и человеческим законам, обустройством жизни людей, обществ и народов. Конституция как высшее проявление воли и разума народа и как регулятор всех политико-правовых, экономических, гуманитарных и др. отношений в государстве должна закрепить такие нормы правовой защищенности граждан, которые бы обеспечивали на государственном уровне их права и свободы, равноправие в обществе и соизмеряли их действия с конституционно-правовыми принципами и предписаниями. Поэтому благополучное состояние и развитие общества, да и государственной власти находится в прямой зависимости от царящей в государстве правовой культуры, которая является определяющей частью конституционного правосознания.

В юридической литературе закрепилось множество толкований правовой культуры [2, с.362]. Так В. И. Червонюк обозначает правовую культуру, как составную часть общей культуры личности, общества, цивилизации [4, c.465]. С такой же позиции определяют правовую культуру многие другие специалисты, которые рассматривают её как часть общечеловеческой культуры. Но таковое состояние правовой культуры может быть достигнуто не столько при конституционной и властной её констатации, не от провозглашенного правового статуса личности, сколько от знания им своих прав, свобод и обязанностей и их соблюдения в повседневной жизни. Отсюда вытекает такая проблема формирования высшей формы правосознания (т.е. конституционного) как придание формальной стороне данного процесса первостепенную роль в воспитании личности.

Придав особое значение содержательной стороне декларирования и конституционно-правового оформления естественных прав человека – гражданина, на задворках почти всех политико-правовых систем мира оставлены вопросы сознательного и целенаправленного правового воспитания гражданина, групп людей, отличающихся порою как по характеру, по социальной, профессиональной и национальной ментальности, так и по своеобразному, присущему им, восприятию всего сущего. Без учета этих объективных обстоятельств, нельзя утверждать о возможности достижения реальных результатов в вопросах приобщения и повышения правовой культуры личности и населения в целом, а значит и должной эффективности конституционного правосознания, как условия конституционной законности, утверждение и соблюдение которой на практике основывается на осознанном соблюдении всех тех конституционно-правовых норм, которые были приняты сторонами, т. е. гражданами, народом и государством.

Только в таком случае, можно утверждать, что формирование конституционного правосознания происходит с учётом баланса прав и интересов личности, общества и государства. Поскольку речь в данном случае идет о правовом воспитании в самом широком смысле, то придание этому процессу перманентного характера – насущная потребность общегосударственного значения. Важно это и потому, что ныне силы глобализирующие вся и всех по угодному им шаблону и стандарту, несут прямую угрозу для существования всего российского цивилизационного пространства. Противостоять таким угрозам сможет только общество с высокой политической и правовой культурой, конституционно оформленной системой защиты прав и свобод граждан, их интересов, а также тех сдержек и противовесов, которые следует блюсти для поддержания в государстве конституционной законности.

Но, как уже отмечалось выше, для этого граждане, в данном случае Российской Федерации и конкретно – нашей Республики, должны преодолеть царящую в нашем обществе правовую безграмотность. Свидетельством такой безграмотности, является тот факт, что в результате выборочного опроса населения, проведённого студентами юридического факультета СОГУ в день празднования Дня Конституции, показали, что почти 90% опрошенных не знали о том, что Республика Северная Осетия-Алания имеет свою Конституцию. Вполне очевидно, что большинство нашего населения также не знакомо и с конституционно-законодательной базой, регулирующей их гражданские права и свободы, равно как и обязанности, которые на них возложены, как на субъектов общественных отношений.

В современных условиях радикальных перемен, новых научно-технологических прорывов по всем направлениям человеческих знаний и производств, межсубъектные отношения в обществе, отношения гражданина и государства, личности и отдельных групп населения, а также нации и народов будут усложняться, и значимость правовой культуры граждан бесспорно возрастет. Ибо только человек, принимающий за аксиому праведность жизни по Закону и понимающий Свободу, как осознанную необходимость, будет способен выбираться из сплошных, характерных для современного мира, межличностных, межконфессиональных, социальных и прочих конфликтов.

Правы те многие правоведы и практикующие юристы, которые ставят вопрос о необходимости организации правового обучения населения, которое целесообразно начать со школьной скамьи и далее вводить во всех средне - специальных и высших учебных заведениях. И в первую очередь – это должны быть основные положения Конституции. Их обязательное знание должно стать условием для принятия на работу на все виды государственной службы. Реализацию правообразовательных программ следует вести через все виды СМИ, через общественные лектории и семинары. Такая деятельность должна осуществляться целенаправленно, как государственными, так и общественными институтами.

Несмотря на то, что Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию правовым государством, (ст. 1 Конституции), это утверждение, увы, более чем сомнительно на достаточно неблизкую перспективу. Правовым государство может состояться не при условии разработки и принятия хорошей Конституции и правильных законов, не при наличии большого количества государственных надзирающих и контролирующих их исполнение органов, а скорее там, где достигнут такой уровень правовой культуры и конституционного правосознания, при котором общество и государство, в лице органов государственной власти, адекватно, и в своих действиях и в помыслах, следуют заданным Конституцией и законами демократическому образу жизни, принятым принципам социального, политического и экономического сосуществования данного государства.

Безусловно, такое качественное состояние правовой грамотности граждан возможно только при осуществлении соответствующих масштабных образовательных мероприятий, о которых было сказано выше. Разумеется, чтобы достичь нужного результата государственные органы всех уровней должны, прежде всего, проникнуться осознанием необходимости повышения правового культурно-образовательного уровня граждан и способствовать формированию уважительного отношения к закону, а в своей деятельности руководствоваться конституционными нормами, обеспечивать их максимальную реализацию, уважать и соблюдать права человека.

 

Литература

 

1.                  Всеобщая декларация прав человека, принятая на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 года // Библиотечка «Российской газеты». 1999. № 22.

2.                  Комаров С.А. Общая теория государства и права – 7-е изд. – М.: Питер,2004 – С.362.

3.                  Цалиев А.М. Очерки о Конституции и конституционно-правовых проблемах – Владикавказ, 2014 г.– С. 55.

4.                  Червонюк В.И. Теория государства и права – М.: 2006г. – С.465.

 

Поступила в редакцию 15.04.2016 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.