ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Право участника общества с ограниченной ответственностью на получение информации о деятельности общества и его реализация

 

Алкамян Армине Вячеславовна,

аспирантка Южного федерального университета.

 

Во всем мире предпринимательская деятельность осуществляется на свой риск. Естественно, в условиях рыночной экономики предприниматели и юридические лица, в том числе и общества с ограниченной ответственностью, всячески стараются минимизировать риски несения убытков. Однако если в случаях, когда общество с ограниченной ответственностью создается одним единственным участником, все достаточно понятно – риски, конечно, всегда есть, но избежание неблагоприятных последствий зависит только от принятых решений единственного участника ООО, особенно, когда он же является и генеральным директором, то повлиять на объем рисков, вызванных предпринимательской деятельностью, когда в состав общества с ограниченной ответственностью входят несколько участников – отдельному участнику крайне затруднительно. Но ведь каждый участник несет риски в пределах своей доли, и вполне естественно желание контролировать деятельность общества с ограниченной ответственностью, участником которого является.

Для решения данной проблемы п.1 ст.65.2 Гражданского кодекса Российской Федерации[1] предусмотрено право участника общества с ограниченной ответственностью на получение информации о деятельности корпорации и ознакомление с ее бухгалтерской и иной документацией, в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом и учредительным документом корпорации.

Данная норма получила свое развитие в ч.1 ст.8 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»[2], согласно которой участник общества вправе получать информацию о деятельности общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в установленном его уставом порядке.

Таким образом, законодательство Российской Федерации, регулирующее право участника общества с ограниченной ответственностью на получение информации о деятельности общества, содержит две бланкетные нормы, которые в конечном итоге отсылают к уставу общества.

Конечно, положения устава не могут противоречить действующему законодательству России, но ведь законодательство никак не регламентирует порядок получения участниками общества информации о его деятельности. Следовательно, устав ООО может существенно затруднить получение информации участником, при этом никоим образом не нарушая законодательство РФ.

Ограничение прав участников ООО на получение информации особенно актуально в случаях, когда имеет место корпоративный конфликт либо злоупотребление правом со стороны отдельных участников. В любом случае, участник ООО может обратиться в суд за защитой своего права, но это является затягиванием времени, которое может привести к неблагоприятным последствиям для участника, право которого было нарушено.

Таким образом, главной проблемой в реализации права участника общества с ограниченной ответственностью на получение информации о деятельности общества является отсутствие прямо предусмотренного законом эффективного порядка предоставления обществом соответствующей информации участнику этого общества. Однако отметим положительную сторону действующей нормы: уставом может быть предусмотрен только порядок получения информации, но не перечень. Исходя из п.1 ст.8 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», участник имеет право требовать любые имеющиеся у общества документы, которые связаны с деятельностью этого общества. На это указывает и Президиум ВАС РФ в Информационном письме от 18.01.2011 №144 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ».[3]

Еще одним пробелом законодательства является отсутствие прямо предусмотренного законом хотя бы примерного перечня документов, к которым участник ООО имеет право доступа.

Ст.50 Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» содержит открытый перечень документов, которые общество обязано хранить по месту нахождения его единоличного исполнительного органа или в ином месте, известном и доступном участникам общества. Этой же статьей предусмотрена обязанность общества обеспечить по требованию участника доступ к указанным документам.

Исходя из буквального толкования положений действующего законодательства РФ, можно сделать вывод, что каждый участник ООО имеет право получить все документы, перечисленные в ст.50 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Дополнительный перечень документов, которые общество обязано хранить и предоставлять по требованию участников, установлен также Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций[4], с указанием сроков хранения, утвержденным Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558.

Перечень включает типовые управленческие архивные документы, образующиеся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций при осуществлении однотипных (общих для всех или большинства) управленческих функций, независимо от формы собственности, с указанием сроков хранения.

Кроме того, абз.2 п.17 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 №144 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ» разъяснено, что к документам бухгалтерского учета относятся, в частности, первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета, в связи с чем данный перечень документов бухгалтерского учета не является исчерпывающим и не ограничивается лишь упомянутыми документами. А абз.5 п.17 разъяснено, что поскольку ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» не содержит ограничений на предоставление документов бухгалтерского учета, то к ним имеют доступ все участники общества.

На первый взгляд кажется, что законодательством предоставлены широкие возможности участникам ООО для получения всего спектра информации о деятельности общества. Однако обширная судебная практика, предметом спора которой является как раз получение участником ООО доступа к информации свидетельствует о том, что вышеназванные положения законодательства зачастую носят декларативный характер и не обеспечивают должным образом права участников общества с ограниченной ответственностью.

            Чаще всего, в процессе судебного разбирательства представители ООО мотивируют отказ в предоставлении информации участнику общества злоупотреблением правом со стороны участника общества и ссылаются на абз.3 п.1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 №144 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ», согласно которому о злоупотреблении участником правом на информацию может свидетельствовать то, что участник, обратившийся с требованием о предоставлении информации, является фактическим конкурентом хозяйственного общества (либо его аффилированным лицом), а запрашиваемая информация носит характер конфиденциальной, относится к конкурентной сфере и ее распространение может причинить вред коммерческим интересам общества.

Отметим, что остается неясным вопрос, каким образом какая-либо информация в отношении имущества может считаться конфиденциальной и недоступной для собственника данного имущества.

Анализ обширной судебной практики[5] привел к выводу, что даже параллельное ведение предпринимательской деятельности в аналогичной сфере и, по сути, создание конкуренции, в судебной практике не является основанием для отказа в удовлетворении требования о предоставлении информации участнику общества.

Например, в одном из решений[6] суд указал следующее: «доказательства того, что в спорных документах содержится какая-либо конфиденциальная информация, а также того, что она ранее использовалась или будет использована истцом для причинения вреда обществу, занимающемуся со слов ответчика реализацией скобяных изделий, заявитель жалобы не представил.

Следует отметить, что, в случае причинения истцом вреда общества с использованием полученной информации, ответчик не лишен возможности поставить вопрос об его исключении из числа участников общества».

Таким образом, еще одной проблемой в данной сфере является отсутствие прямо закрепленного законом перечня документов, доступ к которым должен быть у всех участников, а также перечень документов, относящихся к конфиденциальной и не подлежащей выдаче участникам общества.

Однако даже законодательно закрепленный перечень документов не может в полной мере гарантировать соблюдение прав участников общества в этой части.

Полагаем, что решить указанные проблемы может создание портала, содержащего сведения обо всех организациях, частично в открытом доступе, частично – исключительно для участников общества, с обязанием всех организаций указывать все сведения о своей деятельности и размещать все предусмотренные законом документы, а также законодательно закрепление соответствующих санкций за несоблюдение этой обязанности. Получать доступ к информации участники общества могли бы по данным паспорта или вход в портал обеспечивался бы индивидуальными паролями. Данная мера позволит участникам общества с ограниченной ответственностью знакомиться со всеми интересующими их документами вне зависимости от воли руководства данного общества.

 

Литература

 

1.                  Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. N 32 ст. 3301.

2.                  Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» // Собрание законодательства Российской Федерации от 16 февраля 1998 г. N 7 ст. 785.

3.                  Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 №144 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ» // Вестник ВАС РФ, N 3, март, 2011.

4.                  Постановление Девятого арбитражного апелляционный суда от 12 декабря 2014 г. по делу № А40-93110/2014 // СПС Консультант Плюс.

5.                  Постановление Арбитражного суда Московского округа от 12 мая 2015 г. по делу N А40-114516/14 // СПС Консультант Плюс.

6.                  Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 17 июня 2015 г. по делу N А41-79901/14 // СПС Консультант Плюс.

7.                  Приказ Минкультуры России от 25.08.2010 N 558 (с изм. от 04.02.2015) «Об утверждении «Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения» (Зарегистрировано в Минюсте России 08.09.2010 N 18380) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 38, 19.09.2011.

 

Поступила в редакцию 20.04.2016 г.



[1] Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. N 32 ст. 3301.

[2] Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» // Собрание законодательства Российской Федерации от 16 февраля 1998 г. N 7 ст. 785.

[3]Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 №144 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ» // Вестник ВАС РФ, N 3, март, 2011.

[4]Приказ Минкультуры России от 25.08.2010 N 558 (с изм. от 04.02.2015) «Об утверждении «Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения» (Зарегистрировано в Минюсте России 08.09.2010 N 18380) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 38, 19.09.2011.

[5] См. напр. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 декабря 2014 г. по делу N А40-93110/2014; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 12 мая 2015 г. по делу N А40-114516/14; Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 17 июня 2015 г. по делу N А41-79901/14 // СПС Консультант Плюс.

[6] Постановление Девятого арбитражного апелляционный суда от 12 декабря 2014 г. по делу № А40-93110/2014 // СПС Консультант Плюс.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.