Психологические знания и культура учителя музыки
Примов Рашид Тошкулович,
старший преподаватель кафедры музыкального образования,
Буриева Хуршида Бури кизи,
студентка.
Каршинский государственный университет, Узбекистан.
В настоящее время важнейшей задачей, стоящей перед музыкальным образованием, является воспитание гармонично развитого поколения в интеллектуальном и эмоциональном восприятии богатого музыкального наследия наших предков.
В обеспечении совершенствования человека огромное место занимает его нравственно-психологическое состояние и духовность. Исходя, из этого возникает необходимость изучения музыкальной психологии в образовательных учреждениях, так как психологическое образование помогает, обучению будущих специалистов тонкостям музыкального искусства и музыкальной педагогики.
Музыкальная психология тесно связана с музыкальной педагогикой, которая исходит из рекомендаций психологии, помогает найти индивидуальные методы работы с учениками, направляет в правильное русло их природные задатки и одаренность, способствует развитию музыкальных способностей [2. 10].
Необходимо отметить, что плодотворное использование музыкальной психологии учителем музыки является важнейшим звеном в образовательном процессе. Эта сторона образования отражается и в научных исследованиях по музыкальной психологии наших предков.
В частности, во многих исследованиях по музыкальной психологии наших предков даются сведения о роли и значении музыки в развитии личности, о её своеобразных закономерностях музыкальной психологии и ее влиянии на психологию человека. В средние века музыкальная психология получила свое развитие на Востоке в трудах великих ученых Фараби, Ибн Сины, Джами, Мараги, Кавкаби и др. /IX- XVI вв./. Например, Фараби /873-950/ в «Большой книге о музыке» пишет о большом воздействии музыки не психологию и душевный мир человека. Музыка может радовать, веселить, успокаивать, быть задумчивой и спокойной, быть призывной и в то же время усыплять людей. Ибн-Сина /980-1037/ говорил о целительном значении музыки и для души, и для тела. Он описывал восприятие музыки, как с физиологической точки зрения, так и с психологической. Абдурахман Джами /1414- 1492/ в «Трактате о музыке» пишет о восприятии интервалов, в их консонирующем и диссонирующем значении как в мелодическом, так и в гармоническом их сочетании [2. 8].
В более древних трактатах, связанных с музыкальной психологией, также утверждается влияние музыки на сознание человека, на его личность и на развитие общества в целом.
Наиболее древние учения о музыкальной психологии мы находим в Древнем Египте, Индии, Китае, в священной книге зороастрийцев «Авесте», в трудах древнегреческих ученых – учении об эвритмии Пифагора, учении о мимесисе Аристотеля. Они говорили об огромном воздействии музыки на психику человека, развитие личности и всего общества в целом. Например, Платон утверждал, что «могущество и сила государства напрямую зависят от того, какая музыка в нем звучит, в каких ладах и каких ритмах» [2. 4].
Особенно педагог должен чувствовать внутреннее состояние человека, его силу воли, характер, знать его способности, психологические качества музыканта и личности слушателя, должен иметь об этом четкие представления.
Глубокое психологические знания и культура учителя помогают плодотворному внедрению всех видов психологических задач в учебно-воспитательный процесс. Развитие музыкальной культуры учителей неразрывно связано с развитием интеллектуальных и эстетических качеств, творческого мышления, воли и других качеств учеников во всей музыкальной деятельности.
Музыка – сложный психолого-физиологический процесс, в связи с этим, вокально-хоровая работа на уроках музыки считается самой активной формой обучения при интеллектуально – эстетическом воспитании учеников. Когда ученики слушают музыку, у них усиливается внимание, развивается память и речь, формируется мировоззрение, повышается активность, появляется чувство наслаждения во время слушания понравившейся музыки.
Восприятие музыки может быть рассмотрено не только с психофизиологической стороны, но и с эстетико-психологической, социально-психологической, например, в сопоставлении с исполнением, сочинением и другими социально-коммуникативными типами музыкальной деятельности. В то время, когда психология музыки делала свои первые шаги, анализ художественно-эстетических закономерностей музыкального восприятия осуществлялся вне ее сферы, главным образом в эстетико-философских и музыкально-теоретических работах, которые, естественно, лишь в небольшой степени касались моментов собственно психологических [3. 20].
Говорят, музыку слушают все, но не все услышат и понимают. Слушать музыку и понять её это такой вид музыкальной деятельности, который формируется и внедряется с детства. Степень понимания музыки во время её слушания связана с уровнем музыкальной подготовленности слушателя.
В заключении можно отметить, музыке необходимо обучать не только как виду искусства, но и как природному фактору развития психологии человека.
Литература
1. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л., 1971.-372 с.
2. Кадыров Р.Г.Музыкальная психология - Т.: Музыка, 2005.-80 с.
3. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. - М.: Музыка, 1972 .- 384 с.
Поступила в редакцию 17.02.2017 г.