ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Реальность в диалекте объективного и субъективного

 

Дышловая Юлия Георгиевна

соискатель кафедры теории искусств и эстетики Луганской государственной академии культуры и искусств им. М. Матусовского.

Научный руководитель – доктор философских наук, профессор, профессор кафедры теории искусств и эстетики Луганской государственной академии культуры и искусств им. М. Матусовского

Лугуценко Татьяна Валентиновна.

 

Процесс творчества человека в отношении познания и преобразования внешнего мира как совокупности вещей непрерывен, как и процесс развития самого внешнего мира. В переплетении этих процессов появление и развитие одного ряда вещей происходит независимо от человека, другой ряд вещей возникает благодаря деятельности человека. Эти два вида вещей имеют как сходство, так и различие между собой по способу своего бытия. В результате множественности реальности, с которой взаимодействует человек, представляет собой одну из наиболее значимых характеристик среды его деятельности, углубляющуюся с ростом культуры. Актуальность данного вопроса состоит в необходимости осмысления множественности реальности, что оказывается необходимым как для понимания сущности культуры, так и для понимания сущности и специфики человеческого бытия.

Теоретическую базу изучаемого вопроса составляют труды Г. Гегеля, М.С. Кагана, К.Маркса, В.И. Ленина, В.А. Гречановой, А.Ф. Иванова, В.Б. Кучевского, С.С. Гусева, Д.И. Дубровского и других.

Культура, представляя собой сконструированную человеком искусственную реальность, может быть рассмотрена как метасистема (обобщающая система) по отношению к иным искусственным реальностям, на которые она распадается. Такой подход к рассмотрению понятия культуры является закономерным, поскольку все существующие искусственные реальности призваны реализовывать функциональное назначение культуры. Иными словами, функции культуры, выполняемые различными искусственными реальностями, обуславливают необходимость существования этих реальностей в самой культуре. Особого рассмотрения и изучения заслуживает вопрос о том, что можно понимать под разными типами реальности (объективная и субъективная реальность) при описании способов бытия культуры.

Культура, как обобщающая система делится на объективную и субъективную реальности. Данное деление культуры имеет отличие от деления культуры на материальную и духовную, несмотря на наличие понятия материи в определении сущности объективной реальности. В процессе характеристики бытия выделают его виды: объективное и субъективное бытие. В своем труде «Онтологические основы философского учения» В.А. Гречанова и А.Ф. Иванов утверждают, что объективное бытие характеризует то, что есть и существует свободно, самостоятельно по отношению к сознанию человека и находится вне его сознания [1]. Субъективное же бытие включает в себя то, что существует исключительно в сознании человека. Исходя из понимания реальности, как истинного бытия, а данной работе будут использованы понятия объективной реальности и субъективной реальности. Определение сущности объективной и субъективной реальности происходит в зависимости от того, существует ли реальность в сознании человека или она вне ее – существует самостоятельно.

Анализ научной литературы по теме исследования, позволяет утверждать, что объективная реальность включает в себя не только область материальных вещей. Подтверждение тому было замечено в работе «К критике политической экономии» выдающегося немецкого философа К. Маркса. Автор отмечал, что в процессе жизнедеятельности человек вступает в определенные, желаемые или не желаемые для себя отношения – производственные отношения, являющиеся отражением определенной ступени его материального развития . Под производственными отношениями К. Маркс понимал деятельность человека, не зависящую от него самого, то есть считал такую деятельность объективной. Также автор не считал подобного рода деятельность человека материальной, а напротив, относил ее к типу невещественной деятельности.

Для данного исследования важно заметить, что культура и ее функции, в первую очередь, могут быть отнесены к материальной составляющей искусственной объективной реальности. Такая материально-вещественная составляющая культуры может включать в себя совокупность средств и методов становления, поддержания и развития культурного бытия человека. Средства и методы поддержания развития культуры, которые находят свое отражение в искусственной объективной реальности, разнообразны по своей сути, и в силу этого, объективная реальность является связанной со всеми функциями культуры, реализуемыми по отношению ко всему обществу в целом. Для этого искусственная объективная реальность располагает всеми необходимыми средствами для реализации функций культуры. Важно отметить, что именно это обстоятельство позволяет определить значимое место объективной реальности в культуре.

Искусственная объективная реальность влияет на формирование инструментария познания человеком окружающего мира. Именно искусственная объективная реальность предоставляет человеку материальные средства в виде техники и оборудования, необходимые для познания вещественного мира. Аналогичные процессы происходят при реализации культурой информационной функции. Искусственная объективная реальность в этой ситуации также выступает источником средств и методов выполнения данной функции. Человек воспринимает и осознает окружающий мир через мир материальных вещей, а именно с помощью радио, телевидения, фото- и видеотехники. Искусственная объективная реальность предоставляет материальное обеспечение процессов сбора, обработки, хранения и передачи информации из поколения в поколения. Таким образом, искусственная объективная реальность, в некотором смысле, является основой обеспечения «памяти человечества». Процессы осмысления и осознания человеком окружающего мира происходят благодаря сигнификативной (знаковой) функции культуры. Суть сигнификативной функции культуры состоит в том, что с помощью знаков, символов, кодов, формул, цифр, имен и названий каждый человек определяет себя окружающем мире, и тем самым строит собственную картину мира. Искусственная объективная реальность способствует выполнению еще одной немаловажной функции культуры – защитно-адаптивной функции. Расширение всех сфер человеческой деятельности неизбежно влечет за собой появление все новых и новых опасностей. Это требует от культуры создания адекватных механизмов защиты человека, которыми выступают медицина, органы общественного порядка, технические и технологические достижения науки. Наконец, реализация нормативной функции культуры предусматривает обращение к материальным вещам искусственной объективной реальности. Нормативная функция культуры обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными нормами и правилами действия различных социальных групп и индивидов. Функция реализации общественно-значимых норм, признанных в той или иной культуре, направлена на обеспечение определенности, понятности, предсказуемости поведения человека в любой ситуации.

Итак, как видим, анализ содержания функций культуры позволяет говорить о том, что все они неразрывно связаны с искусственной объективной реальностью. Данная взаимосвязь является важной и ключевой как для дальнейшего развития культуры, так и для жизнедеятельности самого человека. Человеческая жизнь и развитие человека основаны на удовлетворении множества потребностей разного рода и сложности. И материальные вещи искусственной объективной реальности выступают источником и средством удовлетворения этих потребностей. Данные потребности являются для человека первостепенными, поскольку обеспечивают ему собственно процесс жизнедеятельности. В процессе функционирования и развития культуры совокупность материальных вещей искусственной объективной реальность может быть определена, как источник средств и методов реализации функций культуры.

Именно эти формы и способы культурологической деятельности выступаю важными структурными компонентами ее содержания. Этот постулат также находит свое подтверждение относительно функций культуры. Именно в содержание понятия культуры входят сведения, составляющие основу знаний о мире, тем самым осуществляя практическое и познавательное освоение мира. Явления и феномены культуры, по своей сути, имеют коммуникативную природу, существуя лишь в структуре социальных коммуникаций. Совокупность знаний и смыслов, формулируемых в культуре, «надстраиваются» над миром материальных вещей. Таким образом, анализируемая нами составная часть объективной реальности может быть представлена, как реальное содержание культуры в процессе ее формирования и развития.

Философской наукой установлено, что объективная реальность противопоставлена субъективной реальности. Субъективная реальность, в отличии от объективной, обозначает то, что существует в сознании человека и напрямую зависит от него. Одним из российских философов XX века, который посвятил свою научную деятельность изучению вопроса субъективной реальности стал Д.И. Дубровский. В соей работе «Проблема идеального. Субъективная реальность» автор утверждает, что существуя лишь в рамках психического мира, субъективная реальность необходимо связана с определенными материальными процессами. Субъективная реальность немыслима в своем специфическом качестве вне «текущего настоящего», но вместе с тем она к нему не сводится, ибо существует не только актуально, но и диспозиционально. Последнее понятие означает все то, что остается за рамками «текущего настоящего», но, так или иначе, знаменует целостность, персональность личности, историческую динамику и другие важнейшие моменты структуры субъективной реальности [2, c.33].

Все сказанное выше позволяет сделать вывод о том, что в сущностной характеристике бытия выделяют два его вида: объективное и субъективное бытие. Однако анализ научной литературы по теме исследования позволяет утверждать, что нельзя абсолютизировать независимость объективной реальности от реальности субъективной. Деятельность человека всегда осуществляется в рамках социальных отношений, и в данной ситуации, такая деятельность является объективным процессом. Но человек самостоятельно избирает или формулирует цели, задачи, методы и способы реализации своей деятельности, и это уже субъективная сторона деятельности. Таким образом, в статье изучены и проанализированы сконструированные реальности культуры – объективная реальность (вещественная и невещественная) и субъективная реальность – как составляющие универсальной структуры культуры.

 

Литература

 

1.                  Гречанова В.А., Иванов, А.Ф. Онтологические основы философского учения // Основы современной философии: Учеб. для вузов. 3-е изд., доп. СПб.: Издательство «Лань», 2001. – С. 139-157.

2.                  Дубровский Д. И. Проблема идеального. Субъективная реальность. - М.: Канон+, 2002.- 368с.

3.                  Лугуценко Т. В. Антропологические и информационные измерения культуры / Т. В. Лугуценко. – Луганск.: ЛГАКИ им. М. Матусовского, 2017. – 312с.

 

Поступила в редакцию 16.03.2018 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.