Экономическая
безопасность России в современных условиях.
Волков Вадим Юрьевич,
соискатель Московского
Экономико-лингвистического Института,
главный государственный таможенный
инспектор «Домодедово».
Особенность современного этапа развития мировой экономики состоит в том, что национальное государство оказывается лишь одним из игроков на глобальном экономическом поле. Могущественными самостоятельными субъектами геоэкономических процессов становятся транснациональные компании, которые по своему влиянию на эти процессы не уступают, а нередко и превосходят другие субъекты мировой экономики.
Как и всякое социально-экономическое явление, глобализация несет с собой не только позитив, но и весьма ощутимые неудобства и даже опасности, главная из которых состоит в том, что геоэкономические процессы получают все большую самостоятельность по отношению к национальным государствам, становятся внестрановыми, и потому все менее управляемыми.
В этой связи проблемы экономической безопасности в конце ХХ в начале ХХI вв. приобретают приоритетное значение для всех стран мира. В России современные проблемы мировой экономики усугубляются тем, что процесс «открытия» экономики пришелся на период глубоких реформ и острейшего системного кризиса, подорвавших «иммунитет» системы и без того крайне слабый по причине более семидесятилетнего изоляционизма.
Советская система не смогла обеспечить потребителям некогда обещанного ее правителями изобилия. В результате в конце XX века в нашей стране начался грандиозный социальный и экономический эксперимент – переход к демократии и рыночному хозяйственному механизму, именно «эксперимент», поскольку никто в мире не переводил на рыночные рельсы столь громадный хозяйственный комплекс каким является российская экономика.
Потребность в защите от
нежелательных внешних воздействий и радикальных внутренних изменений, т.е. в
безопасности, - это базовая, основополагающая потребность, как в жизни
отдельного человека, так и различных объединений людей, включая общество и
государство. Термин «безопасность» начали употреблять еще в ХII веке. Он означал спокойное состояние
духа человека, который считал себя защищенным от любой опасности. В России это
понятие использовалось редко и впервые термин государственная безопасность был
употреблен в «Положении о мерах к охранению государственного порядка и
общественного спокойствия» от 14 августа 1881 года. Понятие национальная
безопасность ввел в политический
лексикон в
С
распадом СССР и возникновением независимой России существенно изменилось
восприятие проблем национальной
безопасности, как политиками, так и российскими учеными. Подобное
изменение восприятия связано с рядом новых факторов, особенно четко
проявившихся после формального распада бывшего СССР и изменением как
внутреннего, так и международного положения страны.
Российское
руководство оказалось перед совершенно новым для него спектром проблем,
требовавших настоятельного решения, – незащищенность новых границ РФ,
незаконная миграция, терроризм, наркоторговля, контрабанда, религиозный, национальный
и политический экстремизм, сепаратизм, притеснения русскоязычных в бывших
советских республиках, массовые заболевания и эпидемии (СПИД, мультирезистентный
туберкулез, дифтерия, гепатит и пр.).
России пришлось фактически заново создавать механизм национальной безопасности, поскольку унаследованный от СССР аппарат не соответствовал новым реалиям и был не в состоянии справиться со стоявшими перед страной задачами. Потребовалась радикальная реорганизация (не завершенная и по сей день) вооруженных сил, спецслужб и других «силовых» структур, чтобы придать этому механизму более или менее адекватную форму.
В практическом плане в нашей стране также были
достигнуты определенные успехи: понятие экономической безопасности вошло в
нормативные документы и заняло прочное место в политических дискуссиях по
экономическим вопросам. В
В этом, основополагающем документе как составной части механизма обеспечения национальной безопасности, в 1997 году впервые в практике существования независимой России была сформулирована мысль о внутреннем характере наиболее серьезных угроз безопасности страны. К их числу относятся такие факторы, как системный экономический кризис, социально-политическая напряженность, национализм, религиозный экстремизм, сепаратизм, терроризм и пр.
Однако
Россия середины 90-х гг. и Россия в начале XXI в., с одной стороны, это одна и та же страна, а с другой
стороны – это разные страны, в том
плане, что в мире Россию все меньше воспринимают
как нестабильную и непредсказуемую державу с огромным ядерным потенциалом, а
российская экономика впервые с
Содержательные элементы присутствуют при определении экономической безопасности через «устойчивость». Одним из основных положений, декларируемых в Концепции национальной безопасности РФ, является понимание того, что реализация национальных интересов возможна только на основе устойчивого развития экономики. Условием обеспечения национальной безопасности является переход к высокоэффективной и социально-ориентированной рыночной экономике, который должен осуществляться путем постепенного формирования оптимальных механизмов организации производства и распределения товаров и услуг в целях максимально возможного роста благосостояния общества и каждого гражданина. Поэтому национальные интересы России в этой сфере являются ключевыми.
Если экономика не развивается, то, как следствие, резко сокращаются возможность выживания, сопротивляемость и приспособляемость к внутренним и внешним угрозам. Устойчивость и безопасность - важнейшие характеристики экономики как единой системы, которые не следует противопоставлять, каждая по-своему характеризует состояние экономики. Устойчивость экономики отражает прочность и надежность ее элементов, вертикальных, горизонтальных и других связей внутри системы, способность выдерживать внутренние и внешние нагрузки. Чем устойчивей экономическая система (например, межотраслевая структура), соотношение производственного и финансово-банковского капитала и т.д., тем жизнеспособнее экономика, а значит, и оценка ее безопасности будет достаточно высокой. Нарушение пропорций и связей между разными компонентами системы ведет к ее дестабилизации и является сигналом перехода экономики от безопасного состояния к опасному.
Действительно, понятия «устойчивое развитие» экономики и «экономическая безопасность» являются генеральными условиями жизнедеятельности любого социума, но не подменяют друг друга. При этом определяющим условием является все же развитие, а безопасность это развитие лишь обеспечивает. Достигнутый уровень развития экономики, разумеется, так или иначе, влияет на формирование соответствующих возможностей обеспечения экономической безопасности, например путем пополнения ресурсной составляющей системы ее обеспечения. В этом смысле действительно можно говорить о развитии экономики как о компоненте экономической безопасности. Обеспечение экономической безопасности следует рассматривать лишь в качестве одного из условий эффективного функционирования и устойчивого позитивного развития экономики. Всякие попытки придать понятию «экономическая безопасность» какое-либо иное содержание только затрудняют дальнейшую теоретическую проработку этой научной категории.
В качестве доказательства можно привести перечень критериев экономической безопасности, содержащийся в приложении № 2 Постановлении Правительства РФ № 1569 «О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положений)». Этот перечень представляет собой совокупность неких условий и состояний функционирования экономики, а также количественных соотношений некоторых экономических параметров.
Обращает на себя внимание, что все эти параметры количественные. Для каждого из них были указаны и соответствующие «пороговые» значения – предельные величины, несоблюдение которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономики.
Рассмотрим некоторые индикаторы экономической безопасности из этого перечня.
1. Валовой внутренний продукт (ВВП) – это обобщающий показатель развития экономики. В качестве критического показателя падения ВВП в мирное время предлагается 30-процентный уровень, зафиксированный в США во время Великой депрессии 1929–1933 гг. Возникает вопрос – почему не 35 или 40? Во-первых, какие-либо теоретические обоснования отсутствуют, а во-вторых, ВВП, как и следующий индикатор ВВП на душу населения – это показатели развития.
2. ВВП на душу населения. Чем выше у страны значение этого параметра, тем якобы более обеспечена ее экономическая безопасность. При этом не обращается внимание на то, что, используя этот параметр, невозможно понять главного, то есть того, у какой страны экономическая безопасность обеспечена, а у какой нет.
3. Доля импортных товаров во внутреннем потреблении. Критический уровень потребления импортных продуктов питания по мнению разработчиков – 30 %. После преодоления этого порога возникает стратегическая зависимость от импортеров. Это количественный показатель, он ничего не говорит о наполнении «критического импорта». Если к примеру, в этих 30 % большая часть будет приходится на тропическое продовольствие, то следует делать вывод, что российская экономика в силу ее географического расположения по этому «индикатору экономической безопасности» никогда не будет находиться в безопасной зоне. Кроме этого, 30% импорта во внутреннем потреблении в северном регионе РФ, в приграничном регионе и во внутреннем - это разная цифра.
Уровень безработицы не должен превышать 10 % от общей численности трудоспособного населения. В России по официальным данным, уровень безработицы составлял 8 %. Однако эти данные не учитывают колоссальную по масштабам скрытую безработицу. С ее учетом реальный уровень безработицы специалисты оценивают в 13 – 15 %.
Как представляется, указанные недостатки индикаторов экономической безопасности связаны с неправильным подходом к раскрытию предмета экономической безопасности. Дело в том, что основанная на представлении об экономической безопасности как о содержательном аналоге самой экономики, вся эта совокупность параметров способна лишь, так или иначе, отразить состояние самой экономики, но никак не состояние дел с обеспечением экономической безопасности. А поскольку при таком подходе развитие рассматривается как «один из компонентов экономической безопасности», то нет ничего странного в том, что в процессе выявления индикаторов экономической безопасности произошла смысловая подмена. Вольно или невольно в качестве таковых индикаторов были предложены параметры экономического развития, да к тому же только количественные. В результате, не неудивительно, что представленные индикаторы ни в коей мере не стали сколько-нибудь надежным ориентиром в деле обеспечения экономической безопасности нашей страны.
В этой связи попытаемся изложить свой подход к проблеме теоретического осмысления категории «экономическая безопасность». Несостоятельность предложенных индикаторов проистекает, на наш взгляд, прежде всего, из принципиально неверного взгляда на экономическую безопасность как на аналог экономики в целом. Ведь при этом обеспечение экономической безопасности превращается по существу в самоцель экономического развития, находящуюся в прямой зависимости от последнего.
В процессе перехода нашей страны к рыночным условиям хозяйствования проблема экономических интересов предстала с новой стороны. Если в социалистическом обществе считалось, что первичными являются интересы государства (причем не только экономические), то в современной России приоритет отдается интересам личности, хотя порой в декларативной форме. В связи с этим возникает необходимость переосмыслить представления об экономических интересах в современном российском социуме, их содержание, механизм взаимодействия и формы реализации.
С учетом вышеизложенного подхода, можно сформулировать определение категории «экономическая безопасность» - это состояние защищенности сбалансированных хозяйственных интересов домохозяйств, предприятий (фирм, компаний) и государства от воздействия внутренних и внешних угроз причинения им значительного ущерба.
В условиях глобализации мирохозяйственных связей экономическая независимость, отнюдь, не носит абсолютного характера. Международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. В современных условиях место страны во взаимосвязанном мире определяется ее экономической мощью, в России наиболее узким местом среди всего комплекса факторов развития является именно экономический. Поэтому для укрепления экономической независимости необходим жесткий контроль государства за ресурсами, а так же достижение такого уровня производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивал бы ее конкурентоспособность и позволял на равных участвовать в мировой торговле, кооперационных связях и обмене научно-техническими достижениями. Решение этих задач позволило бы еще больше обеспечить экономическую безопасность страны.
Литература.
1. Метелев С.Е. Национальная безопасность и приоритеты развития России: социально-экономические и правовые аспекты. М.: Изд. "ЮНИТИ", 2006;
2. Рыбалкин Н.Н., Философия безопасности. М.: Изд. " МПСИ ", 2006;
3. Дмитриади Г.Г., Безопасность России и ее экономическая политика. М.: Изд. ЛЕНАНД, 2005;
4. Ерков Н.В., Пилипенко В.Ф. Национальная безопасность Российской Федерации: История. Концепция. Документы. М.: Изд. Айрис-Пресс, 2005;
5. Вечканов Г.С., Экономическая безопасность. М.: Изд. Вектор, 2005;
6. Прохожев А.А., Общая теория национальной безопасности. М.: Изд. РАГС, 2005.
Поступила в редакцию 14 июня 2007 г.