Адаптация
российского балета к новым
социально-экономическим условиям.
Мацаренко Татьяна Николаевна,
аспирант 3 курса Академии повышения
квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, г.
Москва,
кафедра Педагогики и психологии.
Борьба
людей искусства
за свои права активизировалась до
степени серьезных волнений театральной общественности. Это
и обращения к министру
экономического развития и походы влиятельных
людей к президенту. Творческая жизнь многих театров практически парализована под жестким прессом
финансовых служб. Президентский грант получают ведущие театры страны, такие как
ГАБТ и Академический Мариинский театр оперы и балета, что
радует, но разрыв в зарплате
между лидерами и другими российскими коллективами немыслимо большой. Тот, кто не получает государственную
помощь, обречен на полунищенское существование.
В частных балетных труппах в
настоящий момент отменена государственная балетная пенсия [1] .
Лишь в государственном театре артист
имеет право на пенсию по выслуге лет. Получается, что в частных компаниях
артист должен или уходить из
профессии в 40 лет, ожидая пенсионного
возраста, или танцевать до 55 лет (женщины) или 60 (мужчины), закон
также не учитывает особенности
балетной профессии. В частности, в стаж артиста балета не входят ни роды, ни
декрет, ни армия, ни даже гастроли. Руководитель
Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой отметил: “Единственная сфера, потерявшая в бюджете, - это культура” [2]. Заместитель председателя Государственной
думы Елена Драпеко открыто предупредила об опасностях, таящихся в проекте нового
закона, в котором вообще не содержится гарантий сохранения
русского театра.
В отличие
от нашей страны в Американском
балетном театре рядом
с биографией и репертуаром ведущих исполнителей труппы указано имя официального
покровителя танцовщика или балерины, как правило, частного лица, чья финансовая
помощь дает возможность платить данному артисту неплохую зарплату [3]. В нашей
стране за служение искусству не платят,
заработать на творчестве мало кому удается, только откровенная
халтура приносит
определенный заработок - возможность исполнителя свободно переходить
из театра в театр и вообще бросать страну и классику (вместе с нищенской
зарплатой) ради заработка в ночном клубе за границей. Миграция — природное состояние
артистической профессии. Из этого
можно сделать определенный
вывод, что деятельность артиста
балета постоянно связана
со значительным риском, неопределенностью, неуверенностью, боязнью будущего.
В 90-е годы мы пережили процесс,
беспрецедентный для истории балетного
театра — отток артистических сил.
А.Калягин: “уход талантливого артиста из профессии или его творческая деятельность
за пределами России — это потеря культурного достояния нации и неэффективное
расходование бюджетных средств…” [4]. В целях
нашего исследования мы предприняли попытку выявить отношение
артистов балета, танцовщиков к своему профессиональному будущему. В анкетировании приняло
участие 100 человек, из них 61% женщин
и 39% мужчин, в том числе профессиональных исполнителей с
10-ти летним стажем
сценической деятельности 20%
и со стажем
15- 20-лет 51% респондентов в возрасте
от 20 до 60 лет.
Результаты
исследования неутешительные, 21% опрашиваемых считают, что перейти в другую сферу деятельности заставляет необходимость в
заработке. “ Способ выживания для
артистов театра оперы и балета – гастроли,
отправляются они в путь не от
хорошей жизни, это очень сложно
физически, не говоря уже о психологическом прессинге” – отметил Владимир Драгош, ведущий солист труппы
Национального театра [5]. Проблема в том, что сегодня даже самые успешные
коллективы способны покрыть свои расходы лишь на треть [6]. Из этого следует,
что в случае обретения финансовой
свободы театрам приходится отказываться от классического репертуара в пользу
коммерческих постановок, а благообразные фойе превращаются в казино и стриптиз-клубы.
Как показывает исследование, интересы к другим профессиям проявляют 33% респондентов, в связи с новыми изменениями
на рынке труда, из них 9% предпочли сферу близкую к
хореографии, 19% желают повысить свою
квалификацию, 2% задумываются об окончании
сценической деятельности, а 7% опрашиваемых
отметили, что трудно реализовать себя в другой сфере. В связи с этим
проблема возникает в
трудоустройстве и
профессиональной адаптации в новом коллективе, которая предполагает навыки как профессионального, так и
социально-адаптивного поведения.
Из этого вытекает проблема
соотнесения ценностей конкретного
коллектива и индивидуальных ценностей
артиста балета.
Мы выяснили, что существует категория танцовщиков, которая
не видит себя в другой профессии
- 17%, у 43% никогда не было
желания заняться другой деятельностью,
из них 6% считают себя “на своем месте” и 15% предпочитают только
хореографию как вид деятельности. Существует возможность уйти в другую сферу, но не имеющую к ней
интереса у 25%, а 20% вообще
находятся в поиске. Мы выявили, что в сегодняшних нестабильных, быстро меняющихся
условиях танцовщику приходится нередко
перестраивать всю смысловую сферу личности, что драматически проявляет себя в
распаде профессионального "Я", в утрате смысла бытия, в чувстве
потери себя.
Необходимо
также отметить, что в
последние годы перестают быть столь жесткими рамки, в
которых существует артист балета. Например, женщины уже не боятся рожать детей.
Известна балерина, которая танцевала после рождения четвертого ребенка. Балетные играют в драматических спектаклях и
рекламируют напитки (как Илзе Лиепа), ведут
телевизионные передачи (как Николай Цискаридзе), желают
открыть собственные театры и
школы (как Гедиминас Таранда) [7]. Результаты анкетирования показывают, что модельный бизнес и дизайн привлекают 12% респондентов, но они не имеют специальной
подготовки. 6% желают
уйти в спорт, фитнес, 3% хотят быть
репетитором, но не владеют техникой
преподавания. Иметь свою школу,
театр хотят 37% опрашиваемых,
но возникает сложность с управлением нового
коллектива, так как основная
масса не владеет организаторскими способностями, уйти в педагогическую деятельность
желают 23%, но многие также не имеют педагогического образования. Для
успешной адаптации к новой
деятельности необходимо обладать
качествами завоевателя
(свобода, энергия), уметь организовать и
направлять деятельность различных
объединений - кружков, клубов,
секций, студий и
др.
Век на сцене очень короток, а потому нужно
найти свое место в жизни раньше, чем тебя забудут зрители. Проблема
профориентации артистов
балета не разрабатывалась в нашей стране, несмотря на ее очевидную
научную и практическую актуальность. Для
этого мы решили разработать методику,
направленную на процесс
адаптации танцовщика, артиста балета, его
конкурентоспособность,
самоопределение в новых условиях
- это основа исследования, необходимого
для помощи артисту, покинувшему
сцену и окунувшемуся в реалии
жизни.
Литература.
1.
Крылова М. “Па-де-де
под тарифной сеткой. Старые проблемы
балетных театров в новом театральном сезоне”. Независимая газета, рубрика
культура. 28.09.2005
2.
СТД РФ. “Театр: время
перемен”. Газета «Культура»
19.05.2006
3.
Галкина А. “Шоу
заплаток на оперном одре”. Газета “Независимая Молдова”. Рубрика Культура.
14-09-2006.
4.
Доклад А. Калягина на
открытии II Всероссийского форума «Театр: время перемен» Газета «Культура» 15.05.2006.
5.
Мигулина Т. “Бум молдавской
оперы на английской сцене”. Логос-Пресс, экономическое
обозрение. №15 (367) / 21 апреля
6.
СТД РФ. “Театр начинается с…”
Газета “Труд”. 19.05.2006
7.
Черномыс О. Журнал "Обучение в
России", № 1, январь 2003.
Поступила в
редакцию 6 февраля