Проблемы
обучения компьютерным дизайн технологиям по художественно-педагогическим
специальностям
Мокроусов
Сергей Иванович,
соискатель
кафедры изобразительного искусства Тюменского государственного университета.
«Образование – это
динамичная и развивающаяся система»[1; 94]. Новое время, актуализация
информационно-технических, художественно-проектных направлений деятельности вызвало
необходимость, пересмотра содержания образования и по художественно-педагогическим
специальностям, с целью поиска средств его модернизации, и приведения в
соответствие с сегодняшними потребностями общества и запросами рынка труда.
Наиболее перспективным
направлением в этом поиске, считаются исследования, возможности интеграции
образовательной области «Изобразительное искусство» с дизайном и компьютерными
технологиями [3;13]. Изучению данной проблемы посвящено ряд исследований: Э.Т. Романычева
и О.Г. Яцюк, М.Н. Петров и В.П. Молочков, В. Курушин, Л. В. Иванников,
С.Г. Пищев, Н.В. Квач, и др.
Однако, на практике реализация интегративных
подходов в обучении, компьютерным и дизайн-технологиям представителей
художественно-педагогического, гуманитарного направления в образовании сталкивается
с объективными трудностями, которые обусловлены принципиальными различиями в
направленности, содержании обучения и характере применяемых методик в процессе
обучения по техническим, гуманитарным и художественным образовательным направлениям. Анализ существующих интегрированных меток
обучения позволил обнаружить ряд недостатков:
- интеграция направлений
деятельности происходит по внешним, формальным признакам (например, в программу
обучения по компьютерной графике вводится блок из
содержания программы по дизайну) [2;671];
- недостаточное количество методик обучения
компьютерным и дизайн технологиям, ориентированных на узко-сегментированную
потребительскую аудиторию (учитель черчения, студент специальности
изобразительное искусство, художник и т.д.).
Для
преодоления этих затруднений остро встает вопрос создания методик, адаптированных
к особенностям восприятия, например
гуманитариев, художников, учителя черчения и т.д. Реализация такой методики
становится возможной, если при ее создании будут учитываться направленность и
содержание профильного обучения. Так, для учителей изобразительного искусства,
практическая реализация данной методики становится возможной за счет:
1.
Интеграции разделов программы по изобразительному искусству, компьютерной
графике и дизайну.
2.
Использование для компьютерного моделирования, объектов известных из предыдущего
опыта профильного обучения (яблоко, груша, ваза, стол и т.д.).
Так, например,
интегрированный раздел программы для обучения моделированию в 3D Max могут формулироваться следующим образом:
«Моделирование натюрморта из геометрических тел по
законам золотого сечения, методом параметрического
моделирования».
(Условные обозначения: содержание из программы
по
дизайну; содержание из программы по изобразительному искусству; содержание из программы по компьютерной графике).
Информационно-технический
вектор развития общества, интеграционные и гуманистические процессы в
Российском образовании являются предпосылками для создания адаптивных методик,
которые позволяют представителям гуманитарно-художественного направления в
образовании, без затруднений усваивать необходимый материал из содержания
технических дисциплин.
Литература
1.
Загвязинский В.И. Теория обучения в вопросах и ответах: учеб. Пособие
для студ. высш. Учеб. Заведений/ В.И. Загвязинский. – М.: Издательский центр
«Академия», 2006. – С. 94-160.
2.
Компьютерная графика. Учебник (+CD)/ М.Н. Петров, В.П.
Молочков – СПб.: Питер, 2003. – С. 671-736.
3.
Кошенов К.С. Дизайн как
средство развития профессиональных умений студентов художественно-графических
факультетов педагогических ВУЗов: Дис… канд. пед. наук : 13.00.08. –Защищена 25.03.07; Утв. 22.06.07; 61:07- 13/1719. – М., 2007. – 123с. - Библиогр.: с. 112 — 125.
Поступила в редакцию
11.07.2009 г.