Проблема типологизации художественного конфликта
Мавлиева Альфия Мирхазиановна,
соискатель Казанского (Федерального) университета, филиал в г. Елабуга.
В исследовании художественного конфликта большое значение имеет типология противоречий, с которой сталкивается герой повествования, на основе которой можно проанализировать действия, которые он предпринимает в череде развивающихся событий, выявить истинные личностные качества героя и, как следствие, становится возможным верное определение идеи произведения.
Типологизацию конфликтов можно рассматривать с разных позиций, однако, по мнению Ю.В.Манна, исследователя в этом плане подстерегают две опасности: опасность растворить множество художественных конфликтов в одной социологической схеме и опасность свести общую категорию конфликта к бесконечным индивидуальным взаимоотношениям персонажей [2, с.212].
Типичные проблемы типологизации отмечают А.Г.Бочаров и А.Г.Погрибный, но все же каждый из этих исследователей указывает возможные пути классификации художественного конфликта.
Говоря о конфликтах «натуральной школы», литературовед Ю.В.Манн предлагает рассматривать их классификацию в соответствии принципом сопоставления персонажа и его позиции с действительностью [2, с.212]. Он же отмечает возможность наличия так называемого «мифоконфликта», ярко дублирующий главный конфликт, который в произведениях «натуральной школы» основывается в подчинении характера обстоятельствам [2, с.212]. Так же исследователь Ю.В.Манн выделяет «закрытые» и «открытые» конфликты, акцентируя внимание на различиях в их сюжетном оформлении.
Однако А.Г.Погребный, выступает против "проблемно-тематической сетки" в классификации конфликтов, считая, что она в своей основе бесконечна и затрагивает понятие лишь с внешней стороны.
Важно отметить, что внутренне-психологическиеи внешне-событийные конфликты, изображенные в произведении, по-своему раскрывают определенные общественные противоречия.
Поликонфликтность подразумевает «Синтез разных конфликтов, налагающихся друг на друга в общих действиях и в поведении отдельной личности»[1, с.196].
На формальном уровне выделяют следующие виды художественных конфликтов:
1) конфликт, участниками которого являются отдельные герои и группы героев;
2) противостояние героя произведения и уклада жизни, личности и среды (бытовой, социальной, культурной и т.д.). Здесь, в отличие от предыдущего вида конфликта, герою никто конкретно не противостоит, у него нет противника, с которым была бы необходимость бороться и побеждать, разрешая, тем самым, конфликт;
3) психологический или внутриличностный конфликт, когда внутри отдельного герой происходят разногласия, он является носителем противоречий, нередко заключающий в себе противоречивые мысли и идеи, действия.
Относительно особенностей протекания художественного конфликта различают следующие типы конфликтов:
1) локальный тип, который предполагает возможность разрешения противоречий при помощи совершения активных действий, которые герои предпринимают по ходу развития сюжета;
2) субстанциальный тип (или условно его можно определить как неразрешимый в данный период времени), основанный на устойчивом конфликте бытия, в «борьбе» с которым невозможно совершение действий.
Необходимо отметить, что в ХХ в. усилился такой вид художественного конфликта, как внутренний, выражающийся в глобальной вечной неустранимо-безысходной разорванности человека, в противостоянии сознательного и подсознательного, биологического и социального, неразрешимое противостояние одинокого индивида с отчужденной от него действительностью. Внешний конфликт может найти свое разрешение в пределах одного произведения, в то время как внутренний конфликт, выражающийся в борьбе героя с собой или в борьбе универсальных принципов, в пределах одного сюжета разрешиться не может и представляется в субстанциональном виде; в этом случае в большей степени учитывается диалектика построения повествования, противоречие между содержанием и формой, темой и композицией, «структурой» и «текстурой», смыслом художественного высказывания и его предметом.
В целом, конфликт в произведении состоит из большого количества более мелких конфликтов на разных уровнях художественного текста: композиционном, идеологическом, характерологическом, семантическом, стилистическом. Таким образом, любое по-настоящему глубокое и сложное художественное произведение является поликонфликтным, а определение типа конфликта в анализе необходимо по причине того, что на изображениях различных противоречий строятся различные сюжеты, что во многом предопределяет дальнейший путь анализа.
Литература
1. Гордин Я. От документа к образу. Вопросы литературы, М., 1981, N2 3, с.96-133.
2. Резников Л. Опасность мистификаций. Вопросы литературы, М,, 1981, № 3, с.212-222.
Поступила в редакцию 19.10.2011 г.