Современное видение
конфликта в художественной литературе
Мавлиева Альфия Мирхазиановна,
соискатель Приволжского
федерального университета.
Конфликт
является основным составляющим любого произведения, по этой причине в
литературоведческой науке их анализ является исключительно актуальным. Главной
задачей литературы является создание произведений о людях и для людей, однако
выполнение этой задачи невозможно, если она будет сводиться
лишь только к описанию, к примеру, внешности, черт, свойств, проблем героя,
определенных действий. Задача будет выполнена только тогда, когда художник
начнет с познания человеческого бытия во всей его полноте, противоречивости и
остроте.
Проблемами
теории конфликта занимаются многие ученые: Виноградов В.В., Лотман Ю.М.,
Тимофеев Л.М., Поспелов Г.Н., Лихачев Д.С., Бахтин М.М., Максимов Д.Е. и т.д.
Проблема
конфликта в эпосе до сих пор остается сложной. Профессор К.Г. Шаззо выделяет 3 типа художественного
конфликта:
1)
конфликт в драме;
2)
конфликт в эпосе;
3)
конфликт в лирике.
Неотъемлемым
качеством эпического произведения Шаззо К.Г. считает многоступенчатость
конфликта: «Эпический конфликт выводит на первый план события и личность героя,
предоставив ему возможность самостоятельно действовать. В эпическом конфликте
резкого поворота в сюжете, как правило, не бывает. Все подчинено в нем естественному
ритму самой жизни» [4, 25].
На
осмысление учеными эстетики художественного конфликта большое влияние оказали
учение Гегеля о конфликте и диалектикоматериалистическое его обоснование марксистской
теорией. Согласно Гегелю, конфликт – это коллизия. Она возникает из-за нарушения
гармонии, ее последствием является борьба противоположностей, которая, в свою
очередь, должна разрешиться победой одной противоположности над другой. Конечным
результатом является восстановление гармонии. Ядром коллизии является нарушение,
которое не может и не должно долго существовать. Сама коллизия еще не является
действием, она лишь содержит в себе предпосылки к этому действию. Другими
словами, коллизия является острой конфликтной ситуацией. Задача искусства –
избавление от противоречия и восстановление этого идеала, то есть скорое
разрешение конфликта. Коллизия – это антагонизм, противоборство и противоречие,
которые нуждаются в разрешении. Эта, верная в целом, мысль
содержит и спорные моменты. Например, Гегель считает, что «богатая коллизиями
ситуация является преимущественно предметом драматического искусства, которому
дано изображать прекрасное в его самом полном и глубоком развитии» [1, 49].
Однако
между понятиями «коллизия» и «конфликт» нельзя ставить знак равенства.
Некоторые ученые считают, что термин «конфликт» недостаточно точен и
вместителен. Так, Коваленко А.Г. считает, что «…само понятие несет в себе
неполноту, методологическую «грубоватость», «ущербность», смысловую
недостаточность. Термин необходим более тонкий терминологический «инструмент»,
с помощью которого можно было бы охватить взаимоотношений, борьбы все
многообразие конкретных противоречий, столкновение противоположностей» [2, 7].
А.Коваленко отмечает, что кроме борьбы противоположностей существуют более
тонкие взаимоотношения, о которых мы забываем. И термин «конфликт» их не
отражает. Учёный считает более подходящим понятие «антиномия», введенное
Кантом, т.к. оно более гибкое. Действительно, конфликт как художественно-эстетическая
категория и конфликт в реальной жизни не всегда тождественны, так как конфликт
в художественном произведении, по идее, должен отображать всё многообразие
отношений между разными элементами внутри произведения.
В.Е.
Хализев, связывая сюжет художественного произведения и его конфликт, выделяет
два типа конфликта в художественном произведении:
1)
традиционный, архетипический, в основе которого лежат
противоречия «локальные и преходящие»;
2)
«субстанциональный», который являет собой «устойчивые
конфликтные состояния (положения)» [3, 217].
Так,
В. Хализев считает, что в литературе преимущественно присутствуют произведения
первого типа, в которых в динамике сюжета конфликт возникает и достигает своего
наивысшего расцвета, а далее разрешается.
Заметный
вклад в развитие теории художественного конфликта внес М.Б. Храпченко. Он
считает, что именно художественный конфликт является структурной основой, базой
художественного произведения. С одной стороны, конфликт художественного произведения
– это противоречие, соприкасающееся с действительностью, определяющее художественные
характеры героев, их расстановку и взаимодействие. С другой стороны, он имеет
«техническую» связующую, соединяющую функцию.
Проанализировав
исследования ученых по нашей теме, становится возможным утверждать, что вопрос
о терминологии художественного конфликта до сих пор не закрыт.
Литература
1.
Гегель Г.В. Эстетика. В 4 т-х томах:
Т.1.- М.: Искусство, 1968.
2.
Коваленко А.Г. Художественная
конфликтология: Структура и поэтика художественного конфликта в русской
литературе XX века.- М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2001.
3.
Хализев В.Е. Теория литературы. -М.: Высшая школа, 1999.
4.
Шаззо К.Г. Художественная структура
конфликтов эпохи и духовнофилософские искания личности. - Майкоп: Изд. МГТУ,
2005.
Поступила в редакцию 18.02.2011 г.